Возврат налога с дивидендов иностранной компании

| консультации | печать
Иностранная компания не представила российской организации, выплачивающей дивиденды, документы, подтверждающие ее резиденство. Поэтому с дивидендов был удержан налог по ставке 15, а не 10%, как это предусмотрено договором об избежании двойного налогообложения.
В дальнейшем иностранная компания собрала документы, необходимые для применения пониженной ставки, и подала их в налоговую инспекцию по месту учета российской организации — налогового агента. Однако налоговики отказали в возврате налога. Они сказали, что, пока налоговый агент не представит уточненную налоговую декларацию с разъяснениями, почему он применил ставку 15, а не 10%, у них нет оснований для возврата налога. При этом они сослались на постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 № 7764/13.
Должен ли налоговый агент представлять уточненную декларацию? Каким образом иностранной компании вернуть налог?

В рассматриваемой ситуации налоговики не правы. Они должны вернуть иностранной компании налог в порядке, предусмот­ренном ст. 78 НК РФ. Поясним подробнее.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что российская организация, выплачивающая дивиденды иностранной компании, признается налоговым агентом по налогу на прибыль (п. 3, 6 ст. 275 НК РФ). Налогообложение осуществляется по ставке 15% (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ), если иные налоговые ставки не предусмотрены международным договором Российской Федерации, регулирующим вопросы налогообложения (п. 6 ст. 275 НК РФ).

Для того чтобы применить положения международного договора, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если такое подтверждение представлено налоговому агенту до даты выплаты дохода, налогообложение дивидендов происходит по пониженным ставкам (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Таким образом, применить пониженную ставку налога при налогообложении дивидендов, предусмотренную международным договором, налоговый агент может только при условии предъявления ему иностранной организацией подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ (письмо Минфина России от 22.04.2013 № 03-08-05/13742). Соответственно, если подтверждение на момент выплаты дохода не предъявлено, применяется обычная ставка 15%.

Поскольку, исходя из текста вопроса, налоговый агент на момент выплаты дохода не имел подтверждения резиденства иностранного получателя дивидендов, он абсолютно правильно рассчитал налог исходя из ставки 15%. И ни у налоговиков, ни у получателя дивидендов нет никакого права требовать от него представления уточненной декларации. Ведь уточненка подается только в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок, неполных или недостоверных сведений в ранее представленной декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ). А в данном случае представленная налоговым агентом декларация никаких ошибок или искаженных сведений не содержит.

Ссылка налоговиков на постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 № 7764/13 неправомерна, поскольку в этом деле рассматривалась совершенно иная ситуация. В нем налоговый агент ошибочно рассчитал налог, подлежащий удержанию с выплачиваемых им дивидендов российской организации (он не учел при расчете сумму дивидендов, полученных им самим в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, как того требует формула для расчета налога при выплате дивидендов, установленная ст. 275 НК РФ). Суд указал, что при уклонении налогового агента от подачи уточненного расчета налоговый орган лишен возможности осуществить проверку правильности заявленного получателем дивидендов требования о возврате налога, в связи с чем отказ инспекции в удовлетворении требования общества по мотиву неподтверждения размера переплаты является обоснованным.

Но в рассмотренной судом ситуации налоговый агент допустил ошибку при расчете налога. И только он обладает данными, необходимыми для ее исправления. В нашем же случае никакой ошибки нет. Налог рассчитан правильно на основании тех документов, которые имелись у налогового агента на момент выплаты дивидендов. Поэтому применять выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ в постановлении от 29.10.2013 № 7764/13, в нашем случае нельзя.

В статье 312 НК РФ прописан порядок действий, которые должна предпринять иностранная компания в ситуации, когда международный договор РФ позволяет применить в отношении выплаченных ей дивидендов пониженную налоговую ставку, но компания не успела предъявить налоговому агенту необходимые документы. Согласно положениям п. 2 этой статьи иностранная компания должна представить в налоговый орган по месту учета налогового агента следующие документы:

— заявление на возврат удержанного налога по форме 1011DT(2002) (утверждена приказом МНС России от 15.01.2002 № БГ-3-23/13);

— подтверждение того, что она на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Представить эти документы иностранная компания может в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

После получения этих документов налоговый орган по месту учета налогового агента возвращает иностранной компании налог в валюте РФ в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Таким образом, после представления вышеперечисленных докумен­тов налоговики обязаны возвратить налог, а требовать подачи налоговым агентом уточненной налоговой декларации и пояснений они не вправе.