Чем подтвердить аутсорсинг

| консультации | печать
Организация занимается высокотехнологичным производством с использованием дорогостоящего иностранного оборудования. С иностранной сервисной компанией заключен договор об услугах аутсорсинга. Согласно его условиям нам на длительное время предоставляется иностранный персонал, в обязанности которого входит поддержание оборудования в рабочем состоянии. Какими документами в целях налогообложения прибыли должны подтверждаться расходы организации по потреблению вышеуказанных услуг?

Договор по предоставлению персонала - договор аутсорсинга - может быть заключен на основании п. п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ. В случае заключения подобного договора принимающая сторона оплачивает не стоимость конкретных услуг, а стоимость отработанного предоставленным персоналом рабочего времени. Количество фактически отработанных рабочих дней, умноженное на ставку за один рабочий день, представляет собой стоимость услуги по предоставлению единицы персонала, в том числе иностранного.

К сведению! 
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

В рассматриваемом случае обязанностью иностранной фирмы является предоставление специалистов определенной квалификации в целях осуществления ими определенных функций в интересах российской организации.

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (п. 3 ст. 62 Конституции РФ). Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), возникающие в сфере трудовых отношений, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). В п. 1 ст. 2 данного документа определены основные понятия. Условия участия иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, в трудовых отношениях и привлечения их российскими работодателями (заказчиками) определены п. 4 ст. 13, п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними (в том числе иностранными) организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

К сведению!
В целях налогообложения расходами признаются осуществленные (понесенные) налогоплательщиком затраты, которые обоснованы, документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Затраты должны быть подтверждены документами, оформленными на основании законодательства РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, затраты организации на услуги по предоставлению персонала могут уменьшать налоговую базу, если в штате организации отсутствуют такие специалисты либо их обязанности не идентичны и если выполняются условия п. 1 ст. 252 НК РФ.

При применении метода начисления датой осуществления прочих расходов (в частности, расходов на оплату сторонним организациям выполненных ими работ или предоставленных услуг) признается <*> дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

--------------------------------
<*> Выбор конкретного варианта из трех возможных вариантов признания должен быть зафиксирован в положениях учетной политики для целей налогообложения. - Ред.

Из изложенного, по мнению автора, следует, что для целей налогового учета расходов на услуги в виде предоставления иностранного персонала необходимы оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации документы, свидетельствующие о следующем:

- наличии волеизъявления сторон о совершении сделки. Такими документами являются договоры (соглашения) об оказании услуг по предоставлению персонала. В них должны быть расчет стоимости услуги и описания функций каждого из предоставляемых сотрудников;

- легальном нахождении иностранного персонала на территории России. В числе таких документов: информация из Федеральной миграционной службы РФ о наличии разрешений, выданных заказчику (работодателю) о привлечении иностранной рабочей силы; миграционные карты с указанием сведений о приглашающей стороне и цели визита; разрешения на работу на иностранных сотрудников; копии паспортов с отметками о въезде и пересечении таможенной границы РФ; приглашения и визы иностранных сотрудников, прибывших в РФ во исполнение соглашений о предоставлении персонала; документы о регистрации на территории РФ; документы, подтверждающие физическое перемещение (железнодорожные, авиабилеты, путевые листы автотранспорта) и проживание (договоры аренды (найма) помещений, договоры на обеспечение питания) каждого из иностранных специалистов на территории РФ;

- производственной необходимости наличия иностранного персонала для налогоплательщика и о выполнении каждым привлеченным лицом объема работ на объектах. Это следующие документы: штатное расписание (с указанием вакантных должностей); приказы о прикомандировании; внутренние распорядительные документы с поименным закреплением единицы иностранного персонала за определенной должностью; должностные инструкции; табели учета рабочего времени (отчеты об отработанном времени); акты приемки-передачи оказанных услуг по предоставлению персонала, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- наличии требования оплаты в рамках вышеуказанной сделки. К таким документам относятся счета (счета-инвойсы) на оплату оказанных услуг.

При этом данные об отработанном времени и ежедневной ставке в расчете на одного представителя привлеченного персонала, приведенные в соглашениях, актах приемки-передачи, счетах (счетах-инвойсах) и табелях учета рабочего времени (отчетах об отработанном времени), должны соответствовать друг другу.