1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 2016

Медосмотры сотрудников: оцениваем налоговые риски

Наша организация занимается торговлей косметическими товарами в сети магазинов. Можно ли учесть для целей налогообложения прибыли расходы на оформление медицинских книжек для продавцов, а также суммы, уплаченные за про­ведение периодических медицинских осмотров всех сотрудников ор­га­низации?
Надежда Пронина, г. Санкт-Петербург

Организация, деятельность которой связана с реализацией косметических товаров, имеет все основания учесть в целях налогообложения прибыли расходы на получение медкнижек для продавцов, а также прохождения ими медицинских осмотров. Что касается учета расходов на медосмотр остального персонала, например, работников бухгалтерии, споры с налоговиками не исключены. Расскажем подробнее.

Обязанность работодателя в предусмот­ренных законодательством случаях за свой счет организовать предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников установлена ст. 212 и 213 ТК РФ.

Перечень работ, при выполнении которых медосмотры необходимы, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Так, в п. 15 названного перечня упомянуты работники, трудящиеся в организациях торговли. Сведения о прохождении мед­осмотров заносятся в личные медицинские книжки (ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Проведение медосмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесено к производственному контролю в соответствии с п. 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1/3.2.3146-13», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65.

Указанные нормы позволяют списать расходы на оформление медкнижек для продавцов, впрочем, как и на проведение медосмотров таких сотрудников. Это можно сделать на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно данной норме Кодекса в состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств. Необходимость наличия у продавцов медицинских книжек и проведение периодических медицинских осмотров таких работников как раз и обусловлено технологическим процессом. Данную позицию поддерживает и Минфин России (письмо от 24.02.2014 № 03-11-11/7618).

А вот расходы на медосмотры остального персонала (управленческого, работников бухгалтерии и т.п.) налоговики могут посчитать необоснованным. Об этом свидетельствует наличие арбит­ражной практики. Некоторые арбитры с фискалами солидарны. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 15.01.2007 № А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 указал, что поскольку для таких работников законодательством не предусмот­рены обязательные медицинские осмот­ры, соответствующие расходы не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Однако с такой точкой зрения можно поспорить. Сотрудники управленческого аппарата и бухгалтерии наверняка большую часть рабочего дня проводят за компьютером. При этом электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диа­лога в сумме не менее 50% рабочего времени) отнесено к числу вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 3.2.2.4. соответствующего перечня, утвержденного приказом Мин­здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н). То, что профессионально связанные с эксплуатацией ­ПЭВМ лица должны проходить обязательные мед­осмотры, предусмотрено и п. 13.1 ст. 13 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Перечисленные нормы вкупе со ст. 213 ТК РФ указывают на обязанность работодателя организовывать медицинские осмот­ры сотрудников, тесно связанных с компьютерной техникой.

Таким образом, расходы на медосмот­ры бухгалтеров, работников управления и другого персонала, занятого эксплуатацией ­ПЭВМ более 50% рабочего времени, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как направленные на обес­печение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Минфин России придерживается того же мнения (письмо от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543).

Стоит отметить, что если работодатель готов рисковать, он может учесть расходы на медосмотры вообще всех сотрудников (даже тех, чья работа не связана с использованием компьютеров). При этом важно, чтобы обязанность работодателя по проведению медосмотра всего персонала была зафиксирована в коллективном договоре. Правомерность такого подхода можно доказать в суде. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 01.07.2010 по делу № А72-16506/2009 поддержал налогоплательщика, который оплачивал прохождение медосмотров при приеме на работу всех сотрудников без исключения. Арбитры аргументировали свое решение следующим образом. Организация медосмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, является прямой обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ). Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения. Этот документ и есть один из тех «иных актов, содержащих нормы трудового права».

Свежий номер
ЭЖ-Бухгалтер №28 от 22.07.2021