Учет расходов на ремонт, если офис — квартира

| консультации | печать
Офис нашей компании располагается по юридическому адресу, который является адресом по прописке генерального директора. На право пользования квартирой оформлен договор аренды. Сейчас помещению требуется ремонт. Имеем ли мы право принять затраты по проведению данного ремонта для уменьшения налога на прибыль?

Сразу скажем, что вопрос спорный и правомерность учета таких расходов доказать будет нелегко. Дело в том, что согласно жилищному и гражданскому законодательству жилое помещение, коим и является квартира учредителя, не может быть использовано организацией в своей деятельности, а значит, и расходы по ее содержанию налоговики вряд ли примут как обоснованные.

Действительно, собственнику жилого помещения запрещено размещать в нем предприятия, учреждения или организации до тех пор, пока оно не будет переведено в статус нежилого (п. 3 ст. 288 ГК РФ). Если компания все же приобрела или арендует такое помещение, то использовать его она может только для проживания граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ). Упоминание о том, что использовать жилое помещение в предпринимательской деятельности могут исключительно проживающие в нем на законных основаниях граждане, есть и в п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса. Как видно из совокупности названных норм, одно то, что офис располагается в квартире, уже противоречит законодательству. Поэтому в вашем случае без претензий налоговых инспекторов скорее всего не обойдется.

О рискованности учета расходов на ремонт квартиры, арендованной под офис, свидетельствуют и письма Минфина России, например, от 14.02.2008 № 03-03-06/1/93 и от 27.10.2005 № 03-03-04/1/310. Речь в них идет о невозможности учета в целях налогообложения прибыли расходов на аренду помещений, которые относятся к объектам жилого фонда. Налоговики с такой позицией согласны (письмо УФНС России по г. Москве от 22.09.2008 № 20-12/089130). Логично предположить, что раз контролирующие органы против учета затрат на аренду квартиры, то доказать обоснованность расходов на ее ремонт будет тем более проблематично. Кроме того, есть и другая сложность — арендодателем в вашем случае является физическое лицо.

Дело в том, что ст. 260 НК РФ, определяющая порядок налогового учета расходов на ремонт, позволяет учесть расходы на ремонт арендованных амортизируемых основных средств, то есть амортизируемыми они должны быть у собственника (арендодателя). А как известно, принадлежащие физическим лицам основные средства к амортизируемым не относятся. В связи с этим, по мнению Минфина России, расходы на ремонт помещения, арендованного у физического лица, а также капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованную квартиру у физического лица не учитываются в целях налогообложения прибыли (письмо от 16.04.2007 № 03-03-06/1/240). Аналогичный вывод был сделан арбитрами ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 12.03.2007 № Ф04-483/2007(31447-А67-40).

Однако ситуация не так безнадежна, как кажется на первый взгляд. Во-первых, Налоговый кодекс не увязывает возникновение у налогоплательщика права на признание расходов по ремонту помещения с его статусом (жилое или нежилое). Важно лишь то, чтобы такие затраты были обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). А поскольку в квартире учредителя находится офис компании, через который непосредственно и осуществляется ее деятельность, то расходы на ее ремонт можно с уверенностью назвать направленными на получение дохода. Во-вторых, перечень расходов, принимаемых в целях налогообложения прибыли, является открытым. Это значит, что при наличии подтверждающих документов спорные затраты получится учесть, но только не в качестве расходов на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), а в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Заметим, что в одном из ранних писем Минфина России предложен аналогичный выход из ситуации (письмо от 19.12.2005 № 03-03-04/1/429).