«Старая» первичка борозды не портит

| консультации | печать
Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные документы утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Обязана ли организация разработать все формы первичных документов самостоятельно или может продолжать использовать унифицированные формы первичной документации, утвердив их использование приказом руководителя?

Действительно, с 1 января 2013 г. формы первичных документов, используемых для отражения фактов хозяйственной жизни организации, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон № 402-ФЗ). Но это не означает, что все формы организация должна разработать самостоятельно.

Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н).

Об этом прямо сказано в информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»».

Если принято решение продолжать использовать унифицированные формы первичных документов, нужно проверить, соответствуют ли их реквизиты перечисленным в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Дело в том, что используемые организацией первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При отсутствии в унифицированной форме какого-либо из вышеперечисленных обязательных реквизитов, его нужно добавить в форму. В любом случае все унифицированные формы, которые применяет организация, должны быть утверждены руководителем организации.

Минфин России предупреждает, что с 1 января 2013 г. обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, которые были утверждены уполномоченными органами не на основании закона о бухучете, а на основании других федеральных законов.

В качестве примера специалисты финансового ведомства приводят кассовые документы (Информация Минфина России № ПЗ 10/2012).

Объясняется это тем, что применение кассовых документов (приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002, кассовая книга 0310004, расчетно-платежная ведомость 0301009, платежная ведомость 0301011, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) установлено Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 № 373-П). От себя добавим, что обязательными к применению остаются и формы расчетных документов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер), которые утверждены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено Банком России 19.06.2012 № 383-П).

Таким образом, прежде чем приступать к разработке собственной формы первичного документа взамен унифицированной, бухгалтеру нужно проверить, не установлена ли обязательность применения унифицированной формы каким-либо иным, отличным от бухгалтерского, актом законодательства.