Срок амортизации ККТ

| консультации | печать
Как может быть наказано предприятие, если проигнорирует предупреждение Минфина о том, что исключенные из Госреестра ККТ стоимостью менее 10 тыс. рублей нельзя применять даже до истечения срока полезного использования?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Законо ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории России применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. В случае исключения из Госреестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (п. 5ст. 3 Закона о ККТ).

На практике при применении данных положений Закона о ККТ возникает вопрос: что такое нормативный срок амортизации?

Позиция Минфина РФ поданному вопросу изложена в Письме от 14.04.2005 № 0301-20/2-56 «О применении ККТ в случае ее исключения из Государственного реестра». В этом документе понятие «нормативный срок амортизации» трактуется как срок амортизации основного средства для целей налогообложения (ст. 258НК РФ).

Таким образом, по мнению чиновников Минфина, модель ККТ, исключенную из госреестра, налогоплательщик сможет применять, только если она является амортизируемым имуществом для целей налогового учета и по ней не истек срок начисления амортизации.

Если же первоначальная стоимость модели ККТ не превышает 10 000 руб., то она не относится к амортизируемому имуществу и данная модель недолжна применяться после исключения ее из Госреестра. Такой же позиции придерживается и ФНС (письма от 04.03.2005 № 223-13/293 и от 01.03.2005 № 22-3-11/276).

Если исходить из этой точки зрения, организация, которая применяет исключенную из Госреестра модель ККТ стоимостью менее 10 тыс. рублей, грозит ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ. Она предусматривает наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 15 до 20МРОТ, для должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, для юридических лиц — от300 до 400 МРОТ.

Указанная позиция чиновников представляется весьма спорной, так как отождествление нормативного срока амортизации со сроком амортизации основного средства для целей налогообложения не основано на законе.

Тем не менее налогоплательщику, который использует модель ККТ стоимостью 10 тыс. рублей, нужно быть готовым отстаивать свою правоту в суде.

В качестве прецедента, когда по спору о возможности применения исключенной из реестра модели ККТ суд встал на сторону налогоплательщика, укажем на Постановление Арбитражного суда Омской области от25.03.2005 № 25-1862/04. Предприниматель, которому налоговая инспекция отказала в регистрации контрольно-кассовой машины ввиду ее исключения из Госреестра, потребовал признать ее действия незаконными. И суд согласился с ним, указав, что действия работников ФНС противоречат ст. 3 и 4 Закона о ККТ.