1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 751

Покупателям — бесплатный автобус

Для привлечения большего числа покупателей наша компания организует бесплатный автобусный маршрут к своему торговому центру от ближайшей станции метрополитена и обратно. Соответствующие затраты мы учитываем в целях налогообложения прибыли как внереализационные расходы. Однако инспекция при проверке исключила эти затраты из состава налоговых расходов, посчитав, что они не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ. Правомерна ли позиция налоговиков? Есть ли у нас шансы на победу в суде?

На наш взгляд, позиция инспекции неправомерна. Перечень внереализационных расходов, приведенный в п. 1 ст. 265 НК РФ, является открытым (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) и позволяет учесть для целей налогообложения прибыли любые обоснованные расходы. Обоснованными согласно п. 1 ст. 252 НК РФ признаются экономически оправданные затраты, и эта норма, как указал Конституционный суд РФ в Определении от 04.06.2007 № 320-О-П, не может применяться произвольно, а бремя доказывания необоснованности отражения расходов в налоговом учете организации ложится на инспекцию. При этом суды должны учитывать именно намерение компании получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Экономический эффект в рассматриваемом случае — это не доход непосредственно от перевозки потенциальных покупателей, а увеличение посещаемости торгового центра и соответственно рост продаж. Высшие арбитры неоднократно указывали, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Хозяйствующие субъекты самостоятельно по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. А фискальные органы лишь контролируют соблюдение организациями законодательства о налогах и сборах, и не должны вменять им доходы исходя из собственного видения способов достижения экономического эффекта с меньшими затратами (постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 № 8867/10).

Тем не менее в ситуации, описанной в вопросе, убедить налоговиков в своей правоте вряд ли удастся. А вот суды скорее всего будут на стороне компании — примеры решения подобных споров в пользу налогоплательщиков имеются.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/9173-11 рассмотрено дело со схожими обстоятельствами. Инспекция доначислила налог на прибыль, исключив из состава расходов организации затраты, связанные с доставкой покупателей от станции метро до гипермаркета и обратно, а также от железнодорожной станции к торговому центру и обратно. Налоговики посчитали расходы экономически необоснованными, поскольку от станции метро до гипермаркета можно добраться на общественном транспорте. Однако суды отклонили этот довод.

Арбитры установили, что компания привлекла для перевозки пассажиров стороннюю транспортную организацию. Введение бесплатных маршрутов до торговых центров и гипермаркетов, расположенных за пределами МКАД, существенно облегчило покупателям доступ к торговым площадям компании, хотя бы потому, что высадка пассажиров производится непосредственно у входов в торговые центры. Остановки общественного транспорта в непосредственной близости от входов в магазины нет. К тому же автобусы компании не переполнены в часы пик, работают по более интенсивному графику движения в выходные дни, о чем свидетельствует представленное в суд расписание, размещенное на сайте организации. Кроме того, договор с перевозчиком предусматривает возможность нанесения на автобусы рекламной информации компании, а это также способствует привлечению потенциальных покупателей, увеличению посещаемости торгового центра и соответственно увеличению выручки от продаж.

Цели организации бесплатных автобусных рейсов закреплены в приказе генерального директора компании. С учетом этого арбитры пришли к выводу, что спорные расходы на перевозку пассажиров являются экономически обоснованными, связаны с дея­тельностью организации, направлены на извлечение прибыли и правомерно учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

К аналогичным выводам арбитры ФАС Московского округа пришли в постановлении от 09.08.2011 № КА-А40/6345-11-Б-3. Здесь компании помогли подтвердить направленность расходов на получение доходов представленные суду данные маркетинговых исследований, согласно которым большая часть покупателей добиралась до торгового центра именно специальным бесплатным транспортом. Судьи посчитали, что организация бесплатного проезда приводит к увеличению посещаемости магазинов и соответственно к увеличению доходов. А значит, спорные расходы отвечают критериям ст. 252 НК РФ и правомерно учтены организацией в составе налоговых расходов.