Приватизация земли под газопроводом

| консультации | печать
Общество с ограниченной ответственностью на деньги учредителей построило поселковый газопровод. Право собственности на газопровод зарегистрировано в областном УФРС. Газопровод расположен на земле, принадлежащей администрации района. Земля на время строительства газопровода не предоставлялась и передача никакими документами не оформлялась. Необходимо ли проводить приватизацию земельного участка под газопроводом (после 1 января 2010 г. приватизация будет дороже), или он может быть передан в бессрочное пользование?

Сразу обратим внимание на то, что законодательство предусматривает право, а не обязанность приватизировать земли под возведенными объектами.

Несмотря на то что процедура выкупа земель в порядке приватизации достаточно затратная, она более выгодна, чем оформление земли в аренду. К такому выводу можно прийти, сравнив выкупную стоимость с затратами на аренду, рассчитанную на несколько лет вперед. Приватизация более выгодна в любом случае: будет ли она оформлена сейчас или после 2010 г. Она предоставляет собственнику возможность получить доход от приобретенной земли, например, путем сдачи ее в аренду или продажи.

Вместе с тем категория земель, на которых размещается газопровод, имеет свои особенности. О них следует знать.

Согласно п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельный участок, занятый объектами системы газо-, нефтеснабжения и иным трубопроводом, относится к землям транспорта в составе земель промышленности и иного специального назначения.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Право собственности на газопровод как на объект недвижимости, как указано в вопросе, зарегистрировано на общество. Следовательно, общество является собственником сооружения (линии газопровода), расположенного на определенном земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ (п. 1 ст. 36).

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Следовательно, общество может по своему выбору либо приобрести данный участок в собственность по цене, установленной органами местного самоуправления, либо получить его в аренду. Но в последнем случае общество утратит право на покупку впоследствии данного земельного участка по цене, установленной органами местного самоуправления. Право выбора закон дает только один раз - либо в аренду, либо в собственность.

Обращаем внимание еще раз: речь идет именно о праве, а не об обязанности.

По этой причине общество вообще может не оформлять право собственности или аренды на этот участок. Обязать заключить договор аренды в описанной ситуации вряд ли удастся.

Суды при рассмотрении исков отказывают собственникам земельных участков, по которым проходят принадлежащие ответчику линии трубопроводов, в понуждении заключить договор аренды такого земельного участка, поскольку обязанность владельца такой системы заключить собственником земельного участка договор аренды не предусмотрена законом (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 по делу N А56-46221/2006).

Напомним, что ЗК РФ предусмотрено право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 1 ст. 23 ЗК РФ).

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. При этом в соответствии с п. 3 указанной нормы публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы сотрудники эксплуатирующей организации имели право неограниченного доступа на земельный участок с целью проведения соответствующих работ. Обществу в этом случае не надо платить земельный налог или арендную плату. Так что выбор права принадлежит обществу.

Теперь о возможности приобретения обществом права бессрочного пользования земельным участком. Такая возможность действительно была ранее предусмотрена ч. 2 ст. 28 вышеназванного Закона "О газоснабжении в Российской Федерации". В настоящее время ч. 2 исключена (Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ).

В свою очередь, общество не относится к числу организаций, которым дозволено иметь земельный участок на праве бессрочного пользования. Напомним, их перечень приведен в п. 1 ст. 20 ЗК РФ. К ним отнесены: государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Определившись с намерением оформить участок земли в аренду или приватизировать его, следует определиться с границами участка, т.е. изготовить землеустроительные документы. Тем более что при строительстве газопровода этот вопрос не решался.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Очевидно, что этими же нормами будут руководствоваться и органы местного самоуправления при определении границ такого земельного участка (п. 6 ст. 90 ЗК РФ).