1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 613

Потратились, чтобы вернуть товар

Учитываются ли при исчислении налога на прибыль у покупателя расходы, связанные с возвратом поставщику некачественного товара?

В соответствии с нормами гражданского законодательства (в частности, согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ) в случае существенного нарушения требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или других подобных недостатков, - покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В том случае, когда покупатель обоснованно (т.е. в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки) отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика (ст. 514 ГК РФ). Все необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, а также его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком. Более того, вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, в этом случае обязан поставщик (п. 2 ст. 514 ГК РФ).

- Из изложенного следует, что согласно действующему законодательству при возврате покупателем товара в связи с несоответствием этого товара условиям договора по качеству все расходы покупателя, связанные с возвратом этого товара, возмещает продавец.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

В ст. 270 не поименованы расходы, связанные с возвратом некачественного товара, так же как и иные расходы (убытки), подлежащие возмещению виновными лицами.

Однако расходами признаются только обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные налогоплательщиком. Поэтому если покупатель некачественного товара не предъявит к возмещению убытки и не предпримет разумных действий для востребования суммы возмещения от продавца, а продавец откажется возмещать указанные расходы, то осуществленные покупателем затраты не могут признаваться экономически оправданными, поскольку покупатель в соответствии с законодательством имел право и возможность возместить указанные расходы (избежать потерь), но отказался от указанного возмещения.

Следовательно, указанные расходы (связанные с возвратом некачественного товара) не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль как экономически неоправданные.

Кроме того, отказ от истребования потерь и списание задолженности по убыткам, подлежащим в силу закона и/или договора возмещению, по нашему мнению, может быть квалифицирован как прощение долга.

- Сумма компенсации в размере связанных с возвратом товара расходов покупателя, полученная от поставщика, признается в налоговом учете покупателя внереализационным доходом, а соответствующие затраты могут быть учтены в целях налогообложения в качестве расходов, связанных с получением дохода.