1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1393

Управляющая компания вправе проявить осмотрительность по отношению к контрагентам

Обязана ли управляющая компания (универсальный рынок) следить за постановкой на учет арендаторов торговых мест в территориальном налоговом органе?

Формально такой обязанности у управляющей компании нет. Достаточно того, чтобы арендаторы представили управляющей компании сведения, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон о рынках). Именно этот закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Напомним, что розничный рынок — имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные (ст. 1 Закона о рынках).

Универсальным рынком считается розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, установленной приказом Минэкономразвития России от 26.02.2007 № 56. Рынок принадлежит управляющей компании — это юридическое лицо, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка.

Согласно ст. 15 Закона о рынках торговые места на рынках предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательстве РФ порядке, и гражданам по договорам о предоставлении торговых мест.

При заключении договоров о предоставлении торговых мест данными лицами (заявителями) должны представляться следующие сведения:

1) сведения о заявителе:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридических лиц;

б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя и (если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, — для граждан;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе — для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) срок предоставления торгового места и цели его использования;

4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с ОКВЭД, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю (в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о рынках), а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с названной номенклатурой товаров. В случаях, установленных законодательством РФ, заявитель должен представить копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники и иные предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

Сведения, представляемые при заключении договора о предоставлении торгового места, должны быть подтверждены документально.

Таким образом, управляющая компания, руководствуясь ст. 15 Закона о рынках, обязана требовать от заявителей представления ИНН и документального подтверждения сведений о постановке заявителя на учет в налоговом органе — для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время в Законе о рынках прямо не сказано, должны ли арендаторы представлять управляющей компании сведения о постановке на учет в территориальных налоговых органах по месту нахождения (регистрации) организации (по месту жительства физических лиц индивидуального предпринимателя) или по месту осуществления соответствующей деятельности (на конкретном рынке).

Согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:

— по месту нахождения организации;

— месту нахождения обособленных подразделений организации;

— месту жительства физического лица;

— по месту нахождения принадлежащих налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств;

— по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К числу таких оснований относится, например, осуществление видов деятельности, подпадающих под уплату ЕНВД на конкретной территории (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Арендуемые организациями торговые точки, функционирующие больше месяца, где оборудованы стационарные рабочие места, являются обособленными подразделениями (п. 2 ст. 11 НК РФ). На наш взгляд, если в подобной ситуации (а также в ситуации, регламентируемой п. 2 ст. 346.28 НК РФ) управляющая компания потребует от заявителей документального подтверждения сведений о постановке на учет в территориальном налоговом органе, в юрисдикции которого находится универсальный рынок, она тем самым проявит должную осторожность и осмотрительность по отношению к контрагентам.