Последствия некорректной первички

| консультации | печать
Наша компания распространяет рекламную продукцию (журналы, газеты, брошюры и т.д.) сторонних организаций. Заказчики передают нам свои издания по товарной накладной по форме № ТОРГ-12, в которой указана нулевая стоимость печатной продукции. Возникают ли у нас налоговые риски при такой организации документооборота?

Да, негативные налоговые последствия могут возникнуть. Причем независимо от того, на какой системе налогообложения (обычной или упрощенной) вы работаете.

Если судить по хозяйственной операции, описанной в вопросе, для осуществления своей деятельности вы заключаете с контрагентами либо договор возмездного оказания услуг, либо посреднический договор. В любом случае вы выступаете исполнителем по распространению печатной продукции заказчика, то есть оказываете бизнес-партнеру услуги, за которые он вам перечисляет вознаграждение.

Товарная накладная не подойдет

Для выполнения договора заказчик может передать исполнителю необходимые материалы. Но оформлять данную операцию товарной накладной № ТОРГ-12 нельзя. Объясним почему.

Этот документ составляется при осуществлении именно торговой деятельности при продаже (отпуске) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Причем выписываются два экземпляра документа. Первый остается у продавца и служит для списания ценностей с учета, второй передается покупателю и является основанием для оприходования этих ТМЦ в учете (постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»).

Получили товары, отразите доход

Как видим, указанный документ оформляется при реализации товаров. Оценим последствия, которые возникнут у получателя товарной накладной с нулевой стоимостью товаров.

Бухгалтерский учет

Получив товары, покупатель должен оприходовать их, то есть отразить стоимость товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Товары с нулевой стоимостью признаются безвозмездно полученным имуществом, которое учитывается по рыночной стоимости (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных ценностей»). В бухгалтерском учете возникает прочий доход (п. 7 и 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Обратите внимание: если компания применяет упрощенную систему налогообложения, то в этом году она может не вести бухгалтерский учет в полном объеме (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Со следующего года ситуация коренным образом изменится. Дело в том, что с 1 января 2013 г. вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете, утвержденный Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. И в нем никаких поблажек для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, нет.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли имущество считается полученным безвозмездно, если его поступление не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать ему услуги). Основание — п. 2 ст. 248 НК РФ. В рассматриваемой ситуации такой обязанности не возникает. Поэтому в налоговом учете у получателя материальных ценностей появится внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Как и в бухгалтерском учете, такой доход оценивается исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки.

«Упрощенка»

Приведенные выше рассуждения справедливы и для тех компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Это связано с тем, что в «упрощенке» правила признания доходов полностью совпадают с порядком, предусмотренным для налога на прибыль (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом не имеет значения, какой объект налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») использует организация.

Негативных последствий легко избежать

Существует риск, что при проверке налоговики, обнаружив товарную накладную № ТОРГ-12, доначислят налоги по полной программе. Более того, у организации возникнут проблемы с передачей продукции. Ведь если эту операцию отразить в учете, то товары придется списывать (или как реализацию, или как безвозмездную передачу), что опять приведет к возникновению налоговых последствий — начислению НДС и т.д.

Избежать негативных налоговых последствий просто. Нужно договориться с заказчиками, чтобы они оформляли передачу печатной продукции для выполнения договора о возмездном оказании услуг с помощью акта или описи, составленных в произвольной форме, но с учетом требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ.