Оплата дополнительного отпуска — это не инвестиция в социальную сферу Магадана

| консультации | печать
Организация осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области. Как учитывать в целях налогообложения прибыли затраты, направленные на обеспечение социальных гарантий и выплат работникам организации, закрепленных коллективным и трудовыми договорами, в виде дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день? Должна ли организация составлять отдельные декларации по налогу на прибыль по деятельности, осуществляемой в пределах особой экономической зоны и вне ее?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 162-ФЗ) (далее - Закон N 104-ФЗ) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г. участники особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.

Льгота предоставляется при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах особой экономической зоны и Магаданской области.

Налоговым кодексом РФ понятия "прибыль, инвестируемая в развитие производства" и "прибыль, инвестируемая в развитие социальной сферы" специально не определены. Нет их ни в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ни в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, утверждаемых Минфином России.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных мероприятий по приобретению (созданию) иного имущества и еще не использованные, могут разделяться.

Таким образом, организация - участник ОЭЗ при осуществлении расходов по приобретению инструментов и инвентаря может воспользоваться льготой по налогу на прибыль организаций, установленной ст. 5 Закона N 104-ФЗ, в случае если она может документально подтвердить факты использования:

- инструментов и инвентаря в деятельности, связанной с осуществлением инвестиций в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области;

- нераспределенной прибыли как источника указанных инвестиций.

Однако расходы организации - участника ОЭЗ, направленные на обеспечение социальных гарантий и выплат работникам организации, закрепленных коллективным и трудовыми договорами, в виде дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, не являются ни инвестированием в производство, ни инвестированием в развитие социальной сферы на территории Магаданской области и, соответственно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Что касается составления налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций до 1 июля 2008 г. и после этой даты, то Порядки их заполнения (утв. Приказами Минфина России соответственно от 07.02.2006 N 24н и от 05.05.2008 N 54н) не предусматривают представления налогоплательщиками - участниками ОЭЗ отдельных деклараций по деятельности, осуществляемой ими в пределах особой экономической зоны, Магаданской области и вне их.

В налоговой декларации, применяемой с 1 июля 2008 г., составление отдельных листов 02 и Приложений к ним предусмотрено для резидентов особых экономических зон только при исчислении налога на прибыль организаций по ставке, отличной от ставки, предусмотренной п. 1 ст. 284 НК РФ (п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации).