1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 13166

Если должник не включает в реестр требования кредитора

Как приостановить ликвидацию должника — ООО, которое намерено ликвидироваться в ИФНС? Можно ли обязать председателя ликвидационной комиссии ООО включить нашу организацию в реестр кредиторов и задолженность в ликвидационный баланс? Председатель ликвидационной комиссии организации-должника уклоняется от включения наших требований в реестр кредиторов и на наши запросы не отвечает.

Процедура ликвидации ООО регулируется ст. 61—64 и 92 ГК РФ, ст. 57—58 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В данном случае мы рассматриваем ликвидацию по единогласному решению его участников, то есть добровольную.

Можно ли приостановить ликвидацию должника?

Гражданское законодательство не содержит норм, разрешающих приостановить ликвидацию юридического лица в целях устранения каких-либо нарушений. Однако кредитор в любой момент до внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ может подать в арбитражный суд в обычном порядке иск к должнику с требованием о взыскании задолженности, приложить все подтверждающие документы и расчеты и обязательно последнюю выписку из ЕГРЮЛ в отношении должника. Выписка должна содержать запись в разделе «Сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц».

Одновременно с исковым заявлением необходимо подать заявление о принятии обеспечительных мер в порядке ст. 90 и 91 АПК РФ. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, принимаются судом, если их непринятие способно затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Кроме того, эти меры необходимы для «обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального или нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»). О возможности совершения подобных действий свидетельствует судебная практика (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2011 по делу № А19-15748/10, Московского округа от 01.09.2011 № КГ-А41/9581-11, Поволжского округа от 18.11.2010 по делу № А55-7053/2010, Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 № Ф04-7762/2008(5806-А67-17) и от 10.11.2009 по делу № А46-10573/2009, Северо-Западного округа от 15.09.2011 по делу № А56-23053/2010).

В качестве обеспечительных мер судом могут быть приняты, например:

  • запрещение регистрирующему налоговому органу вносить в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о ликвидации;
  • запрещение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по региону совершать регистрационные действия и вносить в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения, связанные с отчуждением недвижимого имущества;
  • запрещение ликвидационной комиссии составлять промежуточный ликвидационный баланс и передавать его налоговому органу, составлять ликвидационный баланс, подавать заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  • требование наложить арест на денежные средства должника, а при недостаточности денежных средств на иное имущество, принадлежащее должнику, находящееся у него или других лиц, в пределах суммы, заявленной к взысканию в основном иске.

Необходимо учитывать требования к обеспечительным мерам:

— они должны быть соразмерны заявленным (в основном иске) требованиям;

— необходимость их принятия должна быть обоснована заявителем и документально подтверждена.

Как следует из вопроса, должник планирует подать заявление в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией. При наличии задолженностей перед кредиторами ликвидация посредством внесения такой записи возможна только в том случае, если в ликвидационном балансе не будет отражена задолженность.

Если ликвидационная комиссия уклоняется от общения

Первоочередная обязанность ликвидационной комиссии в соответствии со ст. 63 ГК РФ — известить кредиторов ликвидируемого общества о начале процедуры ликвидации. Недостаточно только опубликовать сообщение о принятии решения о ликвидации в печати. Надо еще отправить письменное уведомление каждому кредитору (предварительно приняв меры к выявлению всех кредиторов).

Согласно приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сообщения о ликвидации публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (электронная версия — www.vestnik-gosreg.ru).

Без опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации» ликвидация не состоится, поскольку в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001) заявитель обязан указать данные о публикации сообщения о принятом решении о ликвидации.

Невыполнение ликвидационной комиссией второго требования — о выявлении всех кредиторов и письменном уведомлении каждого — не редкость. Причем ликвидационные комиссии, пользуясь формулировкой закона не об обязанности, а всего лишь о «принятии мер к выявлению кредиторов» (ст. 63 ГК РФ), зачастую не только сами никого не ищут, но и избегают общения с проявляющими инициативу кредиторами. В таких случаях кредиторам нужно не звонить или приезжать по адресу должника, а заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении направлять в ликвидационную комиссию требование о включении в реестр кредиторов с приложением документально подтвержденных денежных (или имущественных) требований. Стоит также указать, в какой срок вы хотели бы получить от ликвидационной комиссии извещение о включении вашей организации в реестр кредиторов.

На практике возникает проблема: на общение с должником через почту уходит много времени, а срок для предъявления требований недобросовестные ликвидаторы устанавливают минимальный (согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ — не менее двух месяцев). Поэтому можно подстраховаться и наряду с заказным письмом отправить телеграмму, извещающую о намерении включить требования в реестр с указанием, что все подтверждающие документы придут заказным письмом.

Если ваши требования все-таки не включили в реестр, то на основании п. 4 ст. 64 ГК РФ вы как кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.

Вместе с тем надо учитывать следующее. Во-первых, факт отказа или уклонения ликвидационной комиссии от включения требований кредитора в промежуточный ликвидационный баланс доказать в суде сложно. Так, если ликвидационная комиссия в качестве адреса для направления требований сообщила один адрес, а фактически располагается по другому, неполучение комиссией корреспонденции суд не расценивает как уклонение (см. постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2008 № Ф09-4285/08-С1 и от 11.10.2011 № Ф09-6275/11). Во-вторых, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходят из того, что законом не предусмотрен такой способ защиты кредиторов ликвидируемого юридического лица, как возложение на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанности, например, включить требование кредитора в промежуточный ликвидационный баланс (см. постановление ФАС Уральского округа от 28.07.2011 № Ф09-4383/11 по делу № А07-16615/2010). Обращение в суд с иском в порядке п. 4 ст. 64 ГК РФ дает кредитору лишь возможность удовлетворить свои требования за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Если ликвидация зарегистрирована, а долги остались

Арбитражные суды часто рассматривают иски кредиторов о признании недействительными решений ФНС России о государственной регистрации прекращения деятельности должника в связи с его ликвидацией и признании недействительной соответствующей записи, внесенной в ЕГРЮЛ. В обоснование заявленных требований кредиторы ссылаются именно на то, что они не были письменно извещены ликвидационной комиссией о ликвидации общества, а публикация сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» в силу особенностей распространения этого печатного издания не обеспечила им возможность получить соответствующую информацию должника. Тем не менее суды рассматривают размещение информации в печатном издании достаточным уведомлением кредиторов и даже при подтверждении факта неизвещения кредитора в удовлетворении исков отказывают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2011 по делу № А33-5747/2010).

В рассматриваемой ситуации должник планирует подать заявление в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, не закончив все расчеты с кредиторами. (О последствиях таких недобросовестных действий ликвидирующегося должника и о позиции ВАС РФ по этому вопросу читайте на с. 15.)

Организациям, имеющим должников, следует не только принимать активные меры по возврату долгов, но и самостоятельно отслеживать публикации в «Вестнике государственной регистрации».

Проверить актуальность сведений о юридическом лице можно по общедоступной базе ФНС России на сайте www.egrul.nalog.ru. Однако в суд представляется выписка из ЕГРЮЛ, полученная в соответствующей ИФНС, в бумажном виде, прошитая и заверенная печатью.

На рабочей встрече в начале 2011 г. глава ФНС России Михаил Мишустин и Председатель ВАС РФ Антон Иванов обсудили возможности перевода существующего документооборота между возглавляемыми ими государственными учреждениями в электронную форму. Не исключено, что в скором времени суды получат электронный доступ к сведениям из Единого реестра ФНС России и отпадет необходимость обязывать истцов представлять в арбитражный суд бумажную выписку из ЕГРЮЛ.