1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 6457

Не зарегистрированный в Минюсте России правовой акт применять нельзя

Имеет ли право строительная организация при определении классов энергетической эффективности многоквартирного дома руководствоваться приказом Министерства регионального развития РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», не зарегистрированным в Минюсте России? Определение классов энергоэффективности зданий предусмотрено правилами, утвержденными приказом Минрегиона России от 08.04.2011 № 161.

Нет, руководствоваться при осуществлении деятельности нормативно-правовым актом, который не зарегистрирован в Минюсте России, нельзя.

Какие правовые акты применять

Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» разработан во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее — постановление № 18).

Согласно п. 1 указанного постановления в приложении к нему утверждены следующие нормативные документы:

1) Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (далее — Правила);

2) Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее — Требования).

Для применения на практике положений названных документов Министерству регионального развития РФ необходимо было разработать дополнительные документы, детализирующие их и выполняющие по сути функции технических регламентов.

С целью реализации Требований разработан приказ Минрегиона России от 08.04.2011 № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (зарегистрирован в Минюсте России и действует).

Приказ, о котором идет речь в вопросе, разработан с целью реализации Правил, но пока не прошел регистрацию в Минюсте России.

Отметим, что постановление № 18 закрепляет лишь общие принципы применения и установления требований энергетической эффективности, правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Разработка практических положений (технических методик) для реализации указанных задач в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предписывалась Минрегиону России.

Конечно, обсуждаемый приказ и действующий приказ от 08.04.2011 № 161 взаимосвязаны, но не исключается применение одного без другого.

Если второй говорит об установленных классах энергетической эффективности для новых и реконструируемых зданий, то первый — о достижении определенного класса энергетической эффективности строительными организациями в результате проектирования и строительства вновь возводимых, реконструируемых, модернизируемых и капитально ремонтируемых зданий.

Как проект становится нормативным актом

Порядок и условия вступления в силу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе приказов Минрегиона России, а также возможность их применения определяются двумя основными документами:

  • Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Согласно ст. 8 и 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые должны пройти процедуру государственной регистрации в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не служат основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 детально регулирует порядок подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти, условия, при которых они подлежат государственной регистрации в Мин­юсте России, порядок их опубликования и вступления в силу.

Так, нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, исполняются только после их регистрации и официального опубликования (п. 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).

Отметим, что в данный момент Минэкономразвития РФ осуществляет оценку регулирующего воздействия обсуждаемого приказа.