Региональное законодательство не должно противоречить федеральному

| консультации | печать
Пункт 2 ст. З Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 123-ФЗ гласит: юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 г. Однако Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан отказало нашему ЗАО в приобретении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, закрепленных за обществом на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отказ был мотивирован тем, что приватизация участков из земель сельхозназначения, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, согласно ст. 6 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» в настоящее время не допускается. Такие участки можно арендовать. Какой в данном случае закон имеет приоритет — федеральный или региональный? Если федеральный, то как нам защитить свои права?

Отказ в приобретении в собственность земли неправомерен. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В пункте 1 ст. 2 Земельного кодекса сказано, что земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу.

Сельскохозяйственные организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, приобретают в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Это определено в п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15% кадастровой стоимости сельхозугодий. Законами субъектов РФ предусматриваются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельхозназначения.

Из приведенной нормы следует, что юридическое лицо имеет право на выкуп земельного участка сельхозназначения в том случае, если осуществляет деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.

Законодательство Республики Дагестан применяется в части, не противоречащей федеральному законодательству. Следовательно, ст. 6 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 № 46 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», предусматривающая возможность приватизации земель сельскохозяйственного назначения только через 49 лет после вступления названного закона в силу, применению не подлежит.

На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести эти участки в собственность до 1 января 2012 г. в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса.

Согласно п. 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного само­управления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о его предоставлении на праве собственности, в месячный срок с даты принятия решения готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении.

Действия по защите прав, которые следует предпринять в рассматриваемой ситуации, зависят от того, в чьей собственности находится земельный участок. Если он в муниципальной собственности или относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, обращаться надо в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Если в собственности субъекта РФ — Республики Дагестан, с заявлением следует обратиться в уполномоченный орган государственной власти Республики Дагестан, если в федеральной собственности — в уполномоченный федеральный орган государственной власти.

Порядок подачи и рассмотрения заявления подробно изложен в ст. 36 Земельного кодекса. Если в месячный срок орган государственной власти или местного самоуправления не примет решение о предоставлении участка на праве собственности либо примет отрицательное решение или решение, не соответствующее закону, заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании незаконными действий (бездействия) соответствующего органа и его понуждении к совершению требуемых действий (принятие решения, направление проекта договора купли-продажи).

Из вопроса не ясно, носила ли просьба о предоставлении земельного участка в собственность характер официального заявления с соблюдением правил его подачи, установленных в названной выше статье. Если да, то теперь следует обращаться в суд.