1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
консультации | печать | 2869

Форма индивидуализации предпринимателя

Я — индивидуальный предприниматель, торгую определенными товарами. Выбрал оригинальное название для магазина, впоследствии хотелось бы зарегистрировать юридическое лицо с таким же наименованием. Подскажите, как мне закрепить его за собой, чтобы можно было разместить соответствующую вывеску у входа в магазин, а в будущем зарегистрировать фирменное наименование для организации. Оформление товарного знака для меня дорого и хлопотно.

Гражданский кодекс регулирует четыре охраняемые законом формы индивидуализации субъектов хозяйственных отношений и реализуемых ими товаров, работ и услуг:

  • фирменное наименование;
  • товарный знак и знак обслуживания;
  • наименование места происхождения товара;
  • коммерческое обозначение.

Формы индивидуализации

1. Фирменное наименование — средство индивидуализации юридического лица, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род его деятельности.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (ст. 1475 ГК РФ).

2. Товарный знак и знак обслуживания — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, работ или услуг, удостоверяемые свидетельством.

Обладателем исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на имя которого зарегистрирован товарный знак (ст. 1478 ГК РФ).

3. Наименованием места происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Оно может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами (ст. 1518 ГК РФ).

4. Коммерческое обозначение используется для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Коммерческие обозначения не подлежат обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (ст. 1538 ГК РФ).

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Заметим, что коммерческое обозначение может индивидуализировать только торговое предприятие в целом и не относиться к определенным группам товаров и услуг. Кроме того, право на коммерческое обозначение охраняется только в пределах той территории, на которой оно считается известным.

Например, владелец магазина «Три поросенка» в Санкт-Петербурге не вправе потребовать от владельца магазина с аналогичным названием в Москве прекращения использования названия «Три поросенка» в коммерческом обозначении магазина, если не докажет, что начал деятельность под этим обозначением раньше и оно известно широкому кругу лиц за пределами Санкт-Петербурга, в частности в Москве.

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Вывод

Если перед предпринимателем стоит задача юридически зафиксировать за собой определенное слово для обозначения реализуемых им товаров и услуг, не привязанных к конкретному географическому названию и торговой точке, избежать регистрации товарного знака не удастся. В случае если выбранное предпринимателем название характеризует непосредственно торговое предприятие, то для этих целей достаточно использовать коммерческое обозначение. Рекомендуем зафиксировать дату начала его использования. В ряде регионов существуют специальные реестры. Внесение в них коммерческого обозначения само по себе не влечет правовых последствий для правообладателя (информационное письмо Роспатента от 30.01.2009 «О регистрации коммерческих обозначений»). Однако при возникновении конфликтных ситуаций факт регистрации коммерческого обозначения в реестре может стать одним из доказательств приоритета использования коммерческого обозначения наряду с рекламными объявлениями, различными документами и иными доказательствами.

К сведению

Однажды на интернет-сайте одного патентного поверенного появилась информация о том, что он оказывает услуги по включению коммерческих обозначений в «реестр российских коммерческих обозначений», который создан для того, чтобы содействовать закреплению прав на существующие в России коммерческие обозначения, способствовать их защите и подтверждать их использование, что включение в реестр подтвердит время возникновения права на коммерческое обозначение.

Это стало поводом для издания Роспатентом информационного письма от 30.01.2009 «О регистрации коммерческих обозначений», в котором сказано:

«Учитывая то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, факт наличия вышеназванных условий может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики (в судебном или административном порядке) на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческих обозначений.

В связи с изложенным представляется необоснованным при осуществлении полномочий Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в установленной сфере деятельности принимать во внимание свидетельства на коммерческие обозначения, выданные патентным поверенным Российской Федерации».


От редакции
По поводу включения названия коммерческого обозначения в так называемые реестры отметим, что не существует официальных реестров, предусмотренных нормативными положениями. Предпринимая подобную меру, следует помнить, что она будет носить формальный характер и юридических последствий не влечет, поскольку для защиты прав имеет значение не фиксация коммерческого обозначения, а факт использования.
Высшие судебные органы еще в 2009 г. высказались по данному вопросу. В постановлении Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 сказано: «Судам следует учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.
По смыслу п. 2 ст. 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года».
Что касается желания автора вопроса использовать вывеску при входе в магазин с названием коммерческого обозначения, здесь проблем нет. Только чтобы не создавать себе дополнительных обязательств по соблюдению законодательства о рекламе, вывеска должна четко соответствовать признакам коммерческого обозначения.
Коммерческое обозначение может использоваться на вывесках, если оно обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Не подпадает под понятие рекламы размещенное в месте осуществления юридическим лицом деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг (письмо ФАС России от 23.07.2009 № АЦ/24234 «О разграничении понятий „реклама“ и „вывеска“»).
Несмотря на то что данное письмо адресовано юридическим лицам, использовать коммерческое обозначение может любой законный правообладатель. Правовой режим его использования для ИП и организаций одинаков.