1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 12751

Действительна ли накладная без печати?

Наша компания поставляет продукцию ИП, занимающемуся розничной торговлей и имеющему несколько торговых точек. Продукция доставляется нашим транспортом прямо к торговым точкам. При отгрузке заполняются накладные по форме № ТОРГ-12. При получении товара на товарной накладной № ТОРГ-12 печать не ставится. Есть только подпись продавца (который работает в точке), ее расшифровка и дата приемки товара. Какие последствия (налоговые риски) для поставщика способно вызвать отсутствие печати ИП на форме № ТОРГ-12? Может ли поставщик без налоговых рисков признать продукцию отгруженной?

В соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 товарная накладная по форме № ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. В ней отражаются:

  • наименование, адрес, телефон, факс и банковские реквизиты грузоотправителя, грузополучателя, поставщика, плательщика;  
  • сведения о транспортной накладной (ее номере и дате); 
  • должности и подписи разрешивших отпуск груза и фактически отпустивших груз (с расшифровкой их Ф.И.О.), заверенные печатью организации; 
  • номер и дата доверенности, на основании которой груз принят к перевозке от грузоотправителя, а также информация о том, кем и кому (организация, должность и ФИО лица) эта доверенность выдана; 
  • подпись и должность лица, принявшего груз по доверенности, расшифровка подписи; 
  • должность и подпись лица, выступающего от имени грузополучателя о получении груза, с расшифровкой ФИО, заверенная печатью организации. 

Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному постановлением Госкомстата России от 24.03.99 № 20, удаление организациями ряда граф в формах первичной учетной документации (создание сокращенного варианта) не допускается (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2009 по делу № А05-9970/2008).

Нормы гражданского и налогового законодательства РФ не преду­сматривают прямой обязанности ИП иметь печать (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2006 № 28-10/15239).

В пункте 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Таким образом, законодатель установил необходимый состав сведений в первичном учетном документе, который достаточен для правильного отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете и ее признания. Печать в него не входит.

Аналогичного мнения придерживаются суды. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 10.07.2009 по делу № А55-16308/2008 сказано: «Отсутствие в товарных накладных формы № ТОРГ-12 отдельных реквизитов при наличии подписей лиц, получивших товар, сведений об ассортименте, количестве и стоимости приобретенных товаров, не может опровергать факта поставки товара». Однако, учитывая факт наличия печати у индивидуального предпринимателя, заметим, что споры с налоговыми органами в данном случае полностью исключить нельзя.