Когда публиковать отчетность?

| консультации | печать
В июне этого года на годовом общем собрании акционеров была утверждена бухгалтерская отчетность. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» годовая отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков публикации, если отчетность опубликована до 1 июня, а собрание утвердило ее только в конце июня?

Прокомментируйте, пожалуйста, положение закона, касающееся обязанности организаций представлять в ФНС годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, и то, что данная отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Следует ли из этого, что провести годовое собрание акционеров общество должно не позднее чем в течение 90 дней по окончании года?

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности. Из государственных органов это территориальные органы статистики по месту регистрации организаций. Пункт 2 указанной статьи предписывает представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

На основании п. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете (за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения), то есть в установленном законом объеме и в указанные выше сроки.

В акционерном обществе согласно ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» годовая бухгалтерская отчетность утверждается на годовом общем собрании, и, следовательно, данный порядок всегда закрепляется в уставе. Общество обязано в срок до 30 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговые органы отчетность, утвержденную годовым собранием акционеров.

обратите внимание

Проведение общего собрания в указанные сроки возможно, но неудобно, так как помимо составления отчетности в соответствующие сроки необходимо провести ее аудит. Кроме того, общество обязано предоставлять акционерам материалы к собранию, включая подготовленную к утверждению бухгалтерскую отчетность. Поэтому данный порядок в части сроков, как правило, организациями не соблюдается.

Ответственность за нарушение порядка представления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 и 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст. 126 НК РФ. Однако к рассматриваемой ситуации указанные нормы вряд ли применимы.

Так, согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. Той же статьей определено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение:

  • сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.


Таким образом, к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности отнесены только нарушения правил ведения бухгалтерского учета. То есть любое нарушение правил представления отчетности не санкционируется. Заметим, что даже если бы законодатель не определил в рассматриваемой статье, что именно подразумевается под грубым нарушением, полагаем, представление в налоговый орган отчетности, не утвержденной общим собранием, в любом случае не признавалось бы нарушением.

Далее. Статья 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налогоплательщиком в налоговые органы в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Похожий состав правонарушений отражен в ст. 15.6 КоАП РФ. Здесь речь идет о непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в надлежащем порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, равно как и о представлении таких сведений в неполном объеме или искаженном виде. Административный штраф накладывается на должностных лиц и составляет от 300 до 500 руб.

Можно допустить, что последние две статьи применимы к рассматриваемой ситуации, так как предполагается, что надлежащее оформление документов может толковаться как надлежащее их утверждение. Очевидно, признавая, что отсутствие утверждения высшего органа управления акционерного общества не препятствует осуществлению налогового контроля, налоговые органы не стремятся применять данные нормы на практике.

Так, в соответствии со ст. 16 Закона о бухгалтерском учете акционерные общества открытого типа обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом согласно нормам порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 28.11.96 № 101, публикация бухгалтерской отчетности производится после ее утверждения общим собранием.

Нарушениям, связанным с раскрытием информации, посвящена ст. 15.19 «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг» КоАП РФ. В соответствии с п. 2 указанной статьи нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, равно как и раскрытие информации не в полном объеме, а также представление недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от года до двух лет, для юридических лиц штраф составляет от 700 000 до 1 млн руб.

Как видим, санкции, установленные данной статьей, существенно выше тех, которые содержатся в рассмотренных ранее статьях.

Мы признаем, что формально и опубликование отчетности после 1 июня, и своевременное опубликование неутвержденной отчетности приводят к нарушению порядка либо сроков раскрытия информации. То есть применение данной статьи к рассматриваемой ситуации возможно, однако:

  • этот вопрос относится к сфере компетенции ФСФР России (ее территориальных органов), которые, как правило, руководствуются собственными нормативными документами, регулирующими вопросы раскрытия информации;
  • как следует из названия, статья регулирует нарушения на рынке ценных бумаг, то есть оперирует публичностью информации для более узкого круга лиц, нежели пользователи бухгалтерской отчетности. Данные обстоятельства предоставляют аргументы в пользу точки зрения, согласно которой данная статья не охватывает нарушения раскрытия информации, установленные Министерством финансов РФ.


Практике неизвестны случаи привлечения госрегулятором акционерных обществ к ответственности в связи с несвоевременной публикацией бухгалтерской отчетности или опубликованием ее до утверждения общим собранием акционеров.