Систему прямого возмещения убытков чуть загнули для борьбы с махинаторами

| статьи | печать

С 1 апреля 2010 г. в системе прямого возмещения убытков (ПВУ) в ОСАГО вместо девяти фиксированных сумм, как было в течение первого года ее работы, действуют 30. Более точная градация фиксированных сумм, по идее разработчиков, должна помешать недобросовестным страховым компаниям получать из системы ПВУ намного больше денег, чем они в нее вкладывают.

Система ПВУ, запущенная в марте прошлого года одновременно с введением прямого урегулирования в ОСАГО, позволяющего страхователю обращаться за выплатами как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию второго участника аварии, создала новое поле для махинаций с выплатами. По итогам первого года ее работы страховые компании разделились на выигравших и проигравших. Как показывают данные Российского союза автомобилистов (РСА), разница в выплаченных и полученных от системы деньгах составила у некоторых компаний почти 150 млн руб. Участники рынка утверждают, что это связано с тем, что выигравшие страховые компании сразу после вступления ПВУ в действие занялись селекцией страховых выплат: клиентам с небольшим ущербом выплачивали деньги самостоятельно (после чего получали из клирингового центра фиксированную сумму, превышающую произведенную выплату), а клиентов с дорогостоящими машинами и высокими выплатами отправляли к другому страховщику (после чего тот получал из системы фиксированную сумму, меньшую произведенной выплаты). Выигравшие компании комментируют сложившуюся ситуацию в стиле «не виноватые мы, оно само так вышло». Проигравшие (в частности, «Ингосстрах», потерявший за год с помощью расчетов через клиринговый центр ПВУ более 60 млн руб.) в подобную систематическую удачливость не верят.

Первоначально было введено девять фиксированных сумм в диапазоне от 20 900 до 31 700 руб., по одной на каждый из федеральных округов и отдельно по одной на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. С этого года в России появился новый округ — Северо-Кавказский. Кроме того, по словам руководителя проекта прямого урегулирования и европротокола РСА Андрея Юрьева, в новой линейке фиксированных сумм была учтена накопленная статистика по выплатам через ПВУ. Статистика показала, что средние выплаты во многих регионах, где парк автомобилей в основном составляют старые отечественные машины, не дотягивает до 20 000 руб. Поэтому новые фиксированные суммы начинаются с более низкой цифры. Отныне тарифы находятся в диапазоне от 11 400 до 31 7000 руб. Для каждого из десяти регионов будут действовать три ставки: для легковых иномарок, для отечественных легковых автомобилей и для всех остальных машин. Первые результаты, годные для анализа, по новым цифрам РСА ожидает к июлю, но уже сейчас можно сказать, что снижение фиксированных выплат в регионах снизит доходы от ПВУ для тех страховщиков ОСАГО, чей портфель как раз и составляют договоры с провинциальными страхователями (например, для «Росгосстраха»).

Проигравшие по результатам первого года работы ПВУ страховщики не удовлетворены введением более подробной линейки фиксированных сумм и лоббируют введение безальтернативного урегулирования — чтобы страхователь мог обращаться за выплатой только в свою компанию.

В настоящее время доля убытков по ОСАГО, которые проходят через систему ПВУ, составляет 7,5%. В РСА предполагают, что через год эта доля увеличится до 50%. Очевидно, что система ПВУ нуждается в совершенствовании. По своим размерам каждый российский регион равен средней европейской стране, а то и нескольким сразу. Понятно, что внутри каждого региона существует значительная разница в средних выплатах по ОСАГО и линейки из 30 фиксированных сумм (пусть это и лучше, чем линейка из девяти) в нашей ситуации недостаточно. Кроме того, систему взаимных расчетов было бы разумно привязать к системе стандартной, обязательной для всех страховых компаний системе оценки полученного ущерба. В настоящее время общая система оценки ущерба отсутствует и каждый страховщик рассчитывает его по-своему. Это дает недобросовестным страховщикам дополнительный простор для маневров, которые зачастую оказываются невыгодны не только клиентам, но и соратникам по рынку.