Повторный досмотр

| статьи | печать

Еще недавно иностранные таможенники не могли понять нашу статистику, по которой досматривалось 150% ввозимого товара. Секрет прост: большинство товаров досматривали дважды. Сейчас повторный досмотр используют реже, но проблем у участников внешнеэкономической деятельности меньше не стало.

Когда проверка выгодна

Парадоксально, но иногда участник ВЭД заинтересован в повторном досмотре (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.03.2010 № Ф03-1698/2010).

Компания экспортировала партию мороженой рыбы. Таможенники в соответствии с п. 2 ст. 372 Таможенного кодекса РФ провели досмотр товарной партии: пересчитали грузовые места — их количество составило 5026 вместо 5000 заявленных, а также взвесили часть из них. Высчитав средний вес одного места, таможня пришла к выводу, что вес партии превышает вес, указанный в ГТД.

Экспортер обжаловал результаты повторного досмотра. Он хотел доказать таможенникам, что, если бы они взвесили весь груз, его вес совпал бы с данными ГТД. Но таможня отказала в повторном досмотре. Спор дошел до суда, который занял сторону таможни.

Согласно п. 4 ст. 372 Таможенного кодекса РФ, если досмотру подвергнута часть товаров, указанных в ГТД как товары одного наименования, его результаты распространяются на все товары из этой декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать провести дополнительный таможенный досмотр оставшейся части товаров, если считает, что результаты первого досмотра нельзя распространить на все товары. В спорном случае досматривалась часть товара, указанная в грузовой таможенной декларации в качестве товара одного наименования. Суд решил, что таможня обоснованно распространила результаты досмотра (в том числе средний вес одного грузового места) на всю партию. Экспортер мог потребовать проведения дополнительного досмотра оставшейся части товара, но не перевеса всей партии задекларированного товара.

Как возместить Убытки

Повторный досмотр приносит участникам ВЭД убытки, взыскивать которые нужно с таможни (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2010 по делу № А56-8415/2009).

Таможня повторно досмотрела груз импортера. Через какое-то время организация, заключившая с импортером агентский договор на экспедиционно-транспортное обслуживание, выставила счет за этот дополнительный досмотр. Импортер сначала обратился в суд с требованием о признании действий таможни незаконными. Суд требования удовлетворил.

Согласно п. 60 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (утверждена приказом ГТК России от 28.11.2003 № 1356), при проверке ГТД уполномоченное должностное лицо принимает решение о проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств только в случае выявления рисков, содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения такого досмотра. По иным основаниям досмотр не допускается. В рассматриваемом случае по заключению суда таможня документально не обосновала проведение дополнительного таможенного досмотра товара, поскольку требование о представлении груза на досмотр сведений о выявленных рисках не содержит.

Получив это решение, импортер обратился с новым иском — о взыскании убытков (суммы, которую ему пришлось доплатить агенту) с таможни. И суд снова поддержал импортера.

В части 2 ст. 413 Таможенного кодекса РФ установлено, что таможня возмещает вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц. Неправомерность действий таможни установлена другим судом. Доказать размер причиненных убытков не составило труда: в представленных платежных поручениях подтверждаются расчеты импортера со своим агентом за выставление контейнеров на досмотр. В счетах прямо указано, что они выставлены агентом за представление на досмотр контейнеров.