1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3297

Реформа гражданского процессуального законодательства

Гражданский процессуальный кодекс РФ — что может быть более рутинным и привычным для судебного юриста? Что нового можно обнаружить в зачитанном до дыр документе? Но скоро благодаря заботам законодателя представится повод по-новому взглянуть на гражданское процессуальное законодательство и изменить мнение о процедуре обжалования судебных актов.

В Госдуму был внесен президентский законопроект № 306965-5 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ», который в конце января приняли в первом чтении. Казалось бы, рядовое событие — сколько изменений регулярно вносится в наши законы. Однако на этот раз представлены поправки, призванные совершить революцию в такой консервативной отрасли, как гражданское процессуальное право. Законопроект, используя сложившуюся терминологию гражданского процесса, наполняет привычные понятия и институты новым содержанием.

Большинство правок касается судопроизводства по пересмотру судебных актов. Поправки планируется ввести в действие с 2012 г.

Идея законопроекта — устранить различные подходы к институту обжалования судебных постановлений, сложившиеся в российском арбитражном и гражданском процессах, объединить проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений общими правилами, соответствующими традиционной апелляции, унифицировать процедуры апелляционного, кассационного и надзорного судопроизводства, применяемые в российском процессуальном законодательстве.

Еще одна цель законопроекта — ввести специальный порядок судопроизводства по проверке решений судов, вступивших в законную силу. Что это такое, спросите вы? Кассация, но пусть вас данный термин не смущает. По содержанию это совершенно другой вид судопроизводства. Его не следует путать с нынешней кассацией.

Выделим наиболее важные изменения в гражданском процессе.

Кассация превращается… в апелляцию!

С кассацией в нынешнем ее понимании можно смело попрощаться. Проверка не вступивших в законную силу решений судов первой инстанции (мировых и иных судов общей юрисдикции) должна проходить по единым правилам апелляционного производства, в связи с чем кассация и апелляция в определении действующего ГПК РФ должны объединиться в одно апелляционное судопроизводство.

Чтобы реализовать эту задачу, предлагается на суды, в настоящее время рассматривающие кассационные жалобы, возложить функции по рассмотрению апелляционных жалоб, а в Верховном суде РФ создать апелляционную коллегию, в которой будут пересматриваться решения Верховного суда РФ, принятые им в первой инстанции.

Справка

Апелляционное производство в действующем ГПК РФ — это способ обжалования не вступившего в законную силу решения, вынесенного мировым судьей, в соответствии с которым вышестоящая инстанция пересматривает дело в целом по существу.

Апелляционная жалоба будет рассматриваться судом коллегиально, за исключением апелляционных жалоб на решения мировых судей. Здесь по-прежнему судья остается с жалобой один на один.

Приготовлена приятная новость и для спорящих сторон. До одного месяца увеличивается срок для подачи апелляционной жалобы (ст. 321 законопроекта). Сейчас срок для обжалования решений судов первой инстанции и в апелляции, и в кассации составляет лишь десять дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Такой короткий срок — постоянная головная боль для сторон гражданских споров, поскольку реализация права на обжалование в этот срок часто оказывается непосильной задачей. Чтобы соблюсти установленный срок, стороны вынуждены до получения мотивированного решения суда подавать предварительные жалобы (именуемые в быту летучкой), заявления о восстановлении срока на обжалование.

Изменятся и сроки рассмотрения апелляционных жалоб: до двух месяцев в судах общей юрисдикции и трех месяцев в Верховном суде РФ. По действующему кодексу дела в апелляционной инстанции рассматриваются в пределах двух месяцев, в кассационной инстанции — одного, а кассационной коллегией Верховного суда РФ — трех.

По результатам апелляционного рассмотрения предлагается установить запрет на передачу дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Сейчас проверка решений судов первой инстанции в кассации нередко заканчивается вынесением определения о направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. В результате процесс затягивается на года и десятилетия.

Что кассация нам готовит

Поскольку кассация согласно действующей редакции ГПК РФ больше тяготеет к традиционной апелляции, по этому признаку кассационное производство по ГПК РФ принципиально отличается не только от кассации в законах большинства европейских стран, но также от кассации, принятой в российском арбитражном процессе.

К сведению

Кассационное производство в действующем ГПК РФ — это способ обжалования не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции, за исключением решений мировых судей, в соответствии с которым вышестоящий суд пересматривает дело в целом по существу.

В ГПК РФ вносятся изменения, касающиеся порядка обжалования судебных решений и постановлений, вступивших в законную силу. То есть вводится классическая кассация, при которой дело пересматривается по доводам кассационной жалобы. Тем самым обеспечивается унификация процессуальных норм как в рамках российского процессуального законодательства (устраняются различия в наименовании и содержании одного и того же института процессуального права), так и на внешнем правовом уровне — с зарубежным процессуальным законодательством.

Полномочиями суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, судебные коллегии Верховного суда РФ.

Планируется установить шестимесячный срок для подачи кассационной жалобы со дня вступления решения суда в законную силу при условии, что исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления решения в законную силу (п. 2 ст. 376 проекта). Законодатель явно отступил от своей цели унификации процессуального законодательства. Срок на кассационное обжалование, например, в арбитражном процессе составляет два месяца, на надзор — три месяца. Кроме того, не исключено, что в данном случае законодателем допущена ошибка, поскольку шестимесячный срок на кассационное обжалование полностью перекрывает трехмесячный срок для обжалования в порядке надзора, что нелогично.

Кассационная жалоба в суде кассационной инстанции будет рассматриваться в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, — если истребовано. В Верховном суде РФ кассационная жалоба будет рассматриваться в срок, не превышающий двух месяцев, а если дело было истребовано — в срок до трех месяцев. Срок рассмотрения кассационной жалобы в случае истребования дела с учетом его сложности может быть продлен Председателем Верховного суда РФ или его заместителем, но не более чем на два месяца. Дела в кассационном порядке суд будет рассматривать в составе не менее трех судей.

Кассация как способ проверки законности вступивших в законную силу решений судов по сути призвана заменить надзорную инстанцию в гражданском процессе.

Надзор под новым соусом

Конструкция надзорного судопроизводства предполагает сохранение надзора в качестве чрезвычайного способа проверки судебных решений, вступивших в законную силу.

Кстати

Надзорное производство — исключительная стадия судопроизводства, в соответствии с которой суд надзорной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения, постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Предусматривается исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора (ст. 391.1 проекта).

Полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора сохранятся исключительно за Президиумом Верховного суда РФ.

В настоящее время такими полномочиями обладают президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Срок обжалования судебного решения, постановления в порядке надзора предлагается определить в три месяца со дня его вступления в законную силу (ст. 391.2 проекта).

Сейчас согласно ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Повод для курьеза

Указанный в законопроекте трехмесячный срок полностью охватывается сроком на кассационное обжалование (шесть месяцев), что может привести к невозможности обжалования судебных решений в надзорной инстанции и ограничению права граждан на доступ к правосудию.

Срок рассмотрения дел судом надзорной инстанции в судебном заседании составит не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано. Председатель Верховного суда РФ или его заместитель могут продлить срок до двух месяцев.

Предполагается сохранить право Председателя Верховного суда РФ и его заместителя по жалобе заинтересованных лиц или представлению прокурора вносить в Президиум Верховного суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Срок для подачи такой жалобы (представления) — шесть месяцев (п. 2 ст. 391.11 проекта).

Еще один повод для курьеза

Законопроектом предусматривается, что представление Председателя Верховного суда РФ по жалобе может быть подано в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу (п. 2 ст. 391.11 проекта). Но данный срок полностью охватывается сроком кассационного обжалования, установленным в законопроекте (ст. 376 проекта).

Новая редакция главы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных решений, вступивших в силу, практически не изменилась.

По объективным причинам в новой редакции не отражены недавние выводы Конституционного суда РФ о недопустимости отказа в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека при вынесении судебного постановления (постановление КС РФ от 26.02.2010 № 4-П). Не исключено, что ко второму чтению этот недочет будет устранен.

Если все перечисленные недочеты будут устранены, принятие комментируемого законопроекта послужит повышению эффективности правосудия, укрепит гарантии прав граждан и организаций на судебную защиту нарушенных прав и свобод, поможет сделать эту защиту более реалистичной, доступной и действенной, а также повысит доверие населения к системе судов общей юрисдикции.