Очередной квартальный замер Росстата потребительских ожиданий населения прибавил оптимизма производителям товаров народного потребления и организациям торговой розницы. Но обольщаться не стоит: доля пессимистов среди потенциальных потребителей все еще превышает удельный веса оптимистов.
Обследование населения на предмет совокупных потребительских ожиданий, проведенное Росстатом в I квартале, выявило рост индекса потребительской уверенности россиян на 10 п.п. — до –10% относительно IV квартала. Этот прирост вдвое больше, чем за предыдущую декаду, и самый большой с начала подъема индекса с II квартала 2009 г. За этот период потребительская уверенность населения поднялась на 25 п.п. До пика индекса в III квартале 2008 г. (+1%) осталось отыграть 11 п.п.
Индекс потребительской уверенности — композитный — учитывает значения пяти частных индексов. Один из них — индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу — положительной зоны уже достиг, поднявшись до 1%, что на 6 п.п. выше показателя предыдущего квартала. Положительных изменений в экономике ожидают 25% опрошенных россиян против 21% кварталом ранее. Доля пессимистов относительно экономических перспектив, наоборот, уменьшилась с 25 до 21%.
Напомним, что под краткосрочной перспективой понимается год. И чтобы заглядывать на такую дистанцию, важно опираться на реалии. А они таковы: индекс произошедших изменений в российской экономике вырос с четвертой декады 2009-го на 13 п.п. — до –18%. Уровень низкий, но динамика подъема хорошая.
Общеэкономические перспективы для россиян всегда оптимистичнее собственных. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении подрос за прошлый квартал только на 3 п.п. — не лучший показатель за время возобновления подъема потребительских ожиданий. Правда, уровень этого индекса не самый низкий — –4%. Хуже индекс произошедших изменений в личном достатке — –14%, но его рост в минувшем квартале был самым высоким — на 9 п.п.
Смазывает картину то, что доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения, подросла всего на 1 п.п. — до 14%. Но на 4 п.п. — до 17% — уменьшилась доля пессимистов. Как и кварталом ранее, 56% опрошенных не прогнозируют изменений своего материального положения в ближайший год.
Самый низкий из пяти и тяжело растущий, естественно, индекс благоприятности условий для крупных покупок. По сравнению с IV кварталом 2009-го он поднялся на 4 п.п. и составил –30%. Подъем он начал не с II квартала прошлого года, а с III и отыграл за это время 15 потерянных пунктов.
В зачет индекса потребительской уверенности индекс благоприятности условий для сбережений не входит, но для банковского сектора интерес представляет: прибавил он за квартал 5 п.п., поднявшись до –46%. Структура целевой направленности сбережений, как видно из табл. 1, почти не изменилась Посчитали неблагоприятными условия для крупных покупок и сбережений 51% опрошенных против 54% кварталом ранее.
Возросла потребительская уверенность за прошлый квартал во всех возрастных группах: у 16—29-летней молодежи и граждан среднего возраста (30—49 лет) на 9 п.п. — соответственно до –6 и –13%, у старшей группы (50 лет и старше) прибавка составила 10 п.п. — до –11%.
Заметный рост потребительской уверенности — явление отрадное, если бы еще и само потребление росло заметно. Однако этим ни розничная торговля, ни рынок услуг похвастать не могут. За январь — февраль товарооборот розницы увеличился в годовом выражении всего на 0,8% — почти в два раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Объем платных услуг населению сократился на 1,3%, хотя в январе — феврале 2009-го потери вылились всего в 0,6%.
Тем не менее на фоне Европы (табл. 2) и уровень, и динамика потребительской уверенности россиян выглядят неплохо. Растет желание — придет и потребление.
СправкаПолученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована наряду с количественными статистическими данными для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.
Таблица 1
Цели создания сбережений, % к общему числу респондентов, делающих сбережения
|
|
IV квартал 2009 г. |
I квартал2010 г. |
Справочно I квартал 2009 г. |
|
Лечение |
29,8 |
29,9 |
29,2 |
|
Покупка недвижимости |
28,1 |
25,3 |
24,4 |
|
Образование (включая обучение детей) |
13,3 |
13,9 |
13,9 |
|
Благоустройство жилья, покупка
|
15,3 |
16,5 |
15,1 |
|
На старость, на черный день и др. |
11,9 |
12,7 |
15,6 |
|
Помощь родным и близким |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
Таблица 2
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*
|
|
Ноябрь 2009 г. |
Февраль 2010 г. |
|
Россия |
–20,0 |
–10,0 |
|
Австрия |
–2,9 |
0,6 |
|
Бельгия |
–9,5 |
–15,1 |
|
Болгария |
–42,3 |
–47,4 |
|
Великобритания |
–8,3 |
–2,2 |
|
Венгрия |
–50,6 |
–44,6 |
|
Германия |
–18,5 |
–17,4 |
|
Греция |
–37,6 |
–50,5 |
|
Дания |
7,3 |
10,8 |
|
Испания |
–20,7 |
–18,8 |
|
Италия |
–16,6 |
–21,8 |
|
Кипр |
–37,7 |
–38,1 |
|
Латвия |
–49,2 |
–37,8 |
|
Литва |
–48,6 |
–41,2 |
|
Люксембург |
–4,4 |
–6,4 |
|
Мальта |
–32,1 |
–34,2 |
|
Нидерланды |
–5,5 |
–2,1 |
|
Польша |
–25,4 |
–18,9 |
|
Португалия |
–30,1 |
–33,3 |
|
Румыния |
–49,8 |
–48,8 |
|
Словакия |
–31,5 |
–18,7 |
|
Словения |
–21,0 |
–21,9 |
|
Финляндия |
11,9 |
16,8 |
|
Франция |
–18,1 |
–16,5 |
|
Чехия |
–7,9 |
–10,5 |
|
Швеция |
17,1 |
21,7 |
|
Эстония |
–14,2 |
–13,5 |
* По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.
