1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1840

Как упростить учет для малого бизнеса

Национальная организация по стандартам бухгалтерского отчета и отчетности (НСФО) по заказу Минфина России изучила возможность упрощения бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий. О том, какие способы облегчить жизнь небольших компаний были найдены, корреспонденту «ЭЖ» рассказал куратор этой работы Игорь Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

— Игорь Робертович, какие цели вы ставили перед авторами исследования?

— Мы хотели определить, как можно облегчить ведение бухучета предприятиям малого бизнеса без ущерба для пользователей их бухгалтерской информации. В том числе мы хотели получить ответы на вопросы: нужен ли классический бухгалтерский учет для малого предприятия, не имеющего пользователя в лице инвестора? Можно ли отказаться от двойной записи и ограничиться ведомственным учетом и простыми методами оценки? Будет ли этого достаточно для того, чтобы получать показатели, необходимые по закону?

Мы хотели узнать, какие элементы отчетности необходимы для малого предприятия, какие — для пользователей его отчетности и есть ли таковые вообще. И если у организации не будет бухгалтерской отчетности, какой минимальный набор показателей она должна формировать в отчетности? И с какими минимальными затратами?

В результате мы хотели бы прийти к тому, чтобы от предприятий, с которых можно требовать мало показателей, не требовать их слишком много.

— Удалось ли исследователям найти возможность для малых предприятий совсем не вести бухгалтерский учет?

Это невозможно. Несмотря на то что известная ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождает от него отдельные категории лиц, в частности организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Но эта норма не работает, поскольку другие законы требуют от такой организации представления тех или иных бухгалтерских показателей. Например, величину чистых активов. Получить ее иначе чем на основе бухгалтерских данных нельзя. А для распределения дивидендов необходима величина чистой прибыли и так далее…

— А можно ли отказаться от двойной записи?

Участники исследования не пришли к однозначному выводу, но склоняются к тому, что без двойной записи не обойтись. Это один из вопросов, которые мы хотели бы обсудить со всеми заинтересованными сторонами на круглом столе, где будут представлены результаты исследования.

— Может быть, малым предприятиям достаточно вести учет по правилам налогового учета?

В целях налогообложения формулируются совсем не те показатели, которые нужны для бухгалтерского учета, особенно в случае малого бизнеса. Налогообложение все-таки нацелено на учет доходов и расходов, то есть на текущие показатели. А для бухгалтерского учета малого предприятия прежде всего необходимо зафиксировать, какие обязательства и какое имущество есть у организации, то есть имущественные права на каждый момент времени, что с доходами-расходами никак не связано. Для таких показателей налоговых правил не существует.

— Наступит ли время, когда малые или хотя бы микропредприятия смогут совсем обходиться без бухгалтера?

Препятствия для упрощения отчетности для малого бизнеса содержатся в смежных небухгалтерских сферах российского законодательства. Ряд законов устанавливает требования по представлению как отчетности в целом, так и отдельных ее показателей для всех организаций без исключения.

Например, каждая организация должна рассчитывать величину чистых активов и сравнивать их с величиной уставного капитала, чтобы понимать, имеет ли она право по законодательству продолжать свою деятельность. А чистые активы — это все активы минус все обязательства. Значит, необходимо учитывать и рассчитывать все активы и обязательства. Но для всех невозможно применить одно и то же правило. Нельзя одним способом оценивать запасы и основные средства, внеоборотные и оборотные, финансовые и нефинансовые. Значит, надо дифференцировать правила. И так мы выходим на классический бухгалтерский учет.

Неплохо бы взвесить, насколько необходимы нормы, требующие рассчитывать чистые активы. Может быть, предупреждать банкротство малых предприятий каким-то более дешевым для них способом?

Аналогичная ситуация и с расчетом дивидендов. Почему обязательно нужен показатель прибыли за прошлый период? Нельзя ли каким-то суперпростым путем раз в год определять финансовое положение организации, обходиться без бухгалтерского учета вообще и на этом основании принимать все решения о выплате дивидендов, о том, соблюдает ли организация ограничения на величину чистых активов, и проч.? Но это уже компетенция не Минфина. Это другие отрасли законодательства. Мы же должны отталкиваться от того, что есть. А есть то, что один закон освобождает от бухгалтерского учета, а другой требует показателей, для расчета которых нужно вести бухучет.

— То есть без бухгалтера пока никак...

Радикально упростить учет малому бизнесу оказалось делом непростым. Поэтому и возникла необходимость в специальном исследовании, чтобы понять, в каких рамках мы можем что-то изменить. Но упрощения все же возможны. Одно дело составить финансовую отчетность, где сотня с лишним показателей, другое — получить какими-то простыми способами пять показателей.

— А как к этому вопросу подходят в других государствах?

В других странах, вероятно, просто нет таких нормативных требований к организациям о представлении неналоговых показателей. А значит, нет и опыта упрощения такой отчетности.

Известен опыт упрощения общей отчетности для малых предприятий в МСФО. Здесь подход такой: берутся общие правила и оценивается эффективность применения самых трудоемких из них. И если она не очень значима, от такого правила предлагается отказаться либо его упростить. Отчетность от этого станет, конечно, менее достоверной. Тем не менее это будет меньшим злом по сравнению с трудоемкостью процесса.

Однако в части демонстрации финансового положения и финансовых результатов российская отчетность и сейчас более простая, чем упрощенные правила МСФО, разработанные для тех предприятий, у которых есть пользователи отчетности, принимающие экономические решения, например инвесторы. Мы же хотим, чтобы упрощение ощутили на себе самые широкие круги предприятий. Так что ориентироваться на МСФО для малого и среднего бизнеса не стоит.

Результаты исследования Фонда «НСФО» «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий» будут обсуждаться в ходе круглого стола, который состоится 20 апреля в Государственном университете — Высшей школе экономики.