Внешнее и внутреннее окружение предприятия с каждым годом становится более динамичным и многомерным. Это касается и тех инструментов, с помощью которых предприятие решает задачи, связанные с общим управлением и экономикой.
Концепция многоступенчатого директ-костинга развивается в многомерном расчете маржинальной прибыли (сумм покрытия), который производится сразу по нескольким иерархиям (измерениям): группы продуктов, клиенты, области сбыта. При этом затраты рассматриваются с учетом того, как они соотнесены с выбранными измерениями.
ПРИМЕР
После маркетингового исследования и научных изысканий технологами ООО «АйДа» совместно с косметологами были разработаны косметические продукты: средство от выпадения волос «Колобок», омолаживающий крем «Азазелло», средство для свежего дыхания «Змей Горыныч».
Продукция продвигается с помощью электронной коммерции и рассылается по почте после заказа через Интернет. Области ее сбыта — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
За первый месяц активных продаж (табл. 1—5) накладные (общехозяйственные) расходы составили 550 000 руб., условно-постоянные расходы, связанные с работой цехов по видам продукции:
- 
	«Колобок» — 85 000 руб.;
- 
	«Азазелло» — 53 000 руб.;
- 
	«Змей Горыныч» — 40 000 руб.
 
	 Плановые и фактические цены на продукцию одинаковы:
- 
	«Колобок» — 450 руб./шт.;
- 
	«Азазелло» — 500 руб./шт.;
- 
	«Змей Горыныч» — 290 руб./шт.
 
	 Для успешного продвижения продукции надо ее рекламировать и консультировать потенциальных клиентов. Данные для построения иерархий можно представить в виде так называемого куба данных. Так, для анализа сбыта продукции три измерения позволяют охватить всю совокупность данных и их сочетание. Куб данных можно представить и в виде табл. 6, которая составлена по принципу: область сбыта — группа клиентов — вид продукции. Ее анализ показал, что все маржинальные прибыли первого уровня (маржа 1) по группам клиентов положительны. Наибольшим спросом пользуется «Колобок» у мужчин Московского региона, что может быть связано со значительными средствами, выделенными тут на рекламу. Крем пользуется спросом у женщин двух областей сбыта.
Судя по марже 2, Московский регион вносит больший вклад в покрытие постоянных затрат, чем Санкт-Петербург и Ленинградская область. Чтобы повысить там маржу 2, можно увеличить средства на рекламу и сделать более доступными консультации.
Куб данных в виде таблицы можно построить и по принципу: вид продукции — область сбыта — группа клиентов (табл. 7).
Выявилась отрицательная маржа 2 по продукту «Змей Горыныч» в Московском регионе. Вероятно, это связано с человеческим фактором или реклама не доходит до целевой группы. Многомерный директ-костинг выявляет причины происходящего. На основе анализа деятельность фирмы можно оценить как удовлетворительную. Она получает прибыль, и хотя есть проблемы со «Змеем Горынычем», но в целом вся продукция вносит вклад в покрытие постоянных затрат. Наиболее прибыльный крем «Азазелло», его суммарная маржа 2 000 000—2 338 000 руб. Затем по прибыльности и вкладу в покрытие постоянных затрат следует «Колобок», наиболее популярный среди мужчин Московского региона.
Можно решить эту задачу и на основе многоступенчатого директ-костинга (табл. 8). Расчеты показывают, что у продукта «Змей Горыныч» отрицательная маржа 3 (не покрывает затраты цехов). Но при отсутствии узких мест в производстве такая продукция позволяет загрузить мощности и сделать более полноценным ассортимент.
Кроме того, необходимо проанализировать рентабельность разных видов продукции и сравнить их. Вполне вероятно, что данный показатель, рассчитанный на основе прямой себестоимости, у проблемной продукции окажется на более высоком уровне.
Таблица 1
Зарплата менеджеров по сбыту, тыс. руб./мес.
| Область сбыта | «Колобок» | «Азазелло» | «Змей Горыныч» | 
| Москва и Московская область | 38 | 35 | 13 | 
| 
			С.Петербург и Ленинградская область  | 18 | 15 | 8 | 
Таблица 2
Переменные затраты на единицу продукции, руб.
| Продукция | «Колобок» | «Азазелло» | «Змей Горыныч» | 
| Затраты на пересылку | 35 | 28 | 30 | 
| Прочие переменные затраты | 250 | 300 | 80 | 
| Цена | 450 | 500 | 290 | 
Таблица 3
Затраты на консультирование клиентов, тыс. руб./мес.
| Группа клиентов | Москва и Московская область | С.Петербург и Ленинградская область | 
| Мужчины | 15 | 18 | 
| Женщины | 17 | 14 | 
Таблица 4
Затраты на рекламу, тыс. руб./мес.
| Продукция | Область сбыта | |
| Москва и Московская область | C.Петербург и Ленинградская область | |
| «Колобок» | 400 | 250 | 
| «Азазелло»» | 580 | 300 | 
| «Змей Горыныч» | 70 | 30 | 
Таблица 5
Количество проданной продукции, шт./мес.
| Область сбыта | «Колобок» | «Азазелло» | 
			«Змей  | 
| по группе клиентов «мужчины» | |||
| Москва и Московская область | 5000 | 3000 | 300 | 
| С.Петербург и Ленинградская область | 1500 | 1000 | 280 | 
| по группе клиентов «мужчины» | |||
| Москва и Московская область | 300 | 10 000 | 100 | 
| С.Петербург и Ленинградская область | 500 | 5000 | 80 | 
Таблица 6
Многомерный расчет маржинальной прибыли по областям сбыта, группам клиентов, видам продукции, тыс. руб.
| Показатель | Область сбыта 
 | |||||||||||
| Москва и Московская область | С.Петербург и Ленинградская область | |||||||||||
| группа клиентов | группа клиентов | |||||||||||
| мужчины | женщины | мужчины | женщины | |||||||||
| «Коло-бок» | «Азазел-ло» | «Змей Горы-ныч» | «Коло-бок» | «Азазел-ло» | «Змей Горы-ныч» | «Коло-бок» | «Азазел-ло» | «Змей Горы-ныч» | «Коло-бок» | «Азазел-ло» | 
			«Змей  | |
| Выручка | 2250 | 1500 | 87 | 135 | 5000 | 29 | 675 | 500 | 81,2 | 225 | 2500 | 23,2 | 
| Переменные затраты | 1250 | 900 | 24 | 75000 | 3000 | 8 | 375 | 300 | 22,4 | 125 | 1500 | 6,4 | 
| Рассылка | 175 | 84 | 9 | 10,5 | 280 | 3 | 52,5 | 28 | 8,4 | 17,5 | 140 | 2,4 | 
| Маржа 1 | 825 | 516 | 54 | 49,5 | 1720 | 18 | 247,5 | 172 | 50,4 | 82,5 | 860 | 14,4 | 
| Консультации | 15 | 17 | 18 | 14 | ||||||||
| Реклама | 1050 | 580 | ||||||||||
| Зарплата менеджеров | 86 | 41 | ||||||||||
| Маржа 2 | 2014,5 | 773,8 
 | ||||||||||
| Постоянные затраты цехов | 178 | |||||||||||
| Маржа 3 | 2610,3 | |||||||||||
| Постоянные затраты | 550 | |||||||||||
| Прибыль | 2060,3 | |||||||||||
Таблица 7
Многомерный расчет маржинальной прибыли по видам продукции, областям сбыта, группам клиентов, тыс. руб.
| 
 Показатель | Вид продукции | |||||||||||
| «Колобок» | «Азазелло» | «Змей Горыныч» | ||||||||||
| Москва и МО | С.Петербург и ЛО | Москва и МО | С.Петербург и ЛО | Москва и МО | С.Петербург и ЛО | |||||||
| муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
| Выручка | 2250 | 135 | 675 | 225 | 1500 | 5000 | 500 | 2500 | 87 | 29 | 81,2 | 23,2 | 
| Рассылка | 175 | 10,5 | 52,5 | 17,5 | 84 | 280 | 28 | 140 | 9 | 3 | 8,4 | 2,4 | 
| Переменные затраты | 1250 | 75 | 375 | 125 | 900 | 3000 | 300 | 1500 | 24 | 8 | 22,4 | 6,4 | 
| Маржа 1 | 825 | 49,5 | 247,5 | 82,5 | 516 | 1720 | 172 | 860 | 54 | 18 | 50,4 | 14,4 | 
| Зарплата менеджеров | 38 | 18 | 35 | 15 | 13 | 8 | ||||||
| Реклама | 400 | 250 | 580 | 300 | 70 | 30 | ||||||
| Маржа 2 | 436,5 | 62 | 1621 | 717 | –11 | 26,8 | ||||||
| Постоянные затраты цеха | 85 | 53 | 40 | |||||||||
| Консультации клиентов | 64 | |||||||||||
| Маржа 3 | 2610,3 | |||||||||||
| Постоянные затраты | 550 | |||||||||||
| Прибыль | 2060,3 | |||||||||||
Таблица 8
Многоступенчатый расчет маржинальной прибыли, тыс. руб.
| Показатели | «Колобок» | «Азазелло» | «Змей Горыныч» | 
| Бруттовыручка | 3285 | 9500 | 220,4 | 
| Особые затраты сбыта (пересылка) | 255,5 | 532 | 22,8 | 
| Неттовыручка | 3029,5 | 8968 | 197,6 | 
| Переменные затраты | 1825 | 5700 | 60,8 | 
| Маржа 1 | 1204,5 | 3268 | 136,8 | 
| ЗП менеджеров по сбыту по двум рынкам Затраты на рекламу по двум рынкам сбыта | 56 
  | 50 
  | 21 
  | 
| Маржа 2 | 498,5 | 2338 | 15,8 | 
| Постоянные расходы цехов | 85 | 53 | 40 | 
| Маржа 3 | 413,5 | 2285 | –24,200 | 
| Консультации | 64 | ||
| Маржа 4 | 2610,3 | ||
| Постоянные затраты | 550 | ||
| ПРИБЫЛЬ | 2060,3 | ||
