1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Добро пожаловаться!

Пожалуй, каждый, кому приходилось обращаться по какому-либо вопросу в государственные инстанции, может подтвердить, что дело это довольно хлопотное и неприятное. Приходится сталкиваться с волокитой и грубостью чиновников, получать формальные отписки вместо ответов по существу.

Как писать чиновникам

Облегчить жизнь просителям призван Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее — Закон), который заменит ныне действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Новый Закон вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования, но основные его положения полезно изучить заранее.

По Закону все, кто проживает в России, имеют право подавать в государственные и местные органы власти индивидуальные и коллективные жалобы, а также предложения и заявления. Для обращений иностранцев и лиц без гражданства федеральными законами и международными договорами предусматриваются специальные правила.

Общаться с чиновниками можно будет, как и сейчас, письменно и устно. Новшеством здесь является прописанная в Законе возможность отправки обращений по электронной почте. Правда, ответ в этом случае гражданин получит в виде обычного почтового отправления по адресу, указанному им в электронном письме.

Для того чтобы жалоба, предложение или заявление было рассмотрено по существу, гражданин должен указать в нем:

● название органа власти, куда адресовано обращение;

● свою фамилию, имя, отчество;

● почтовый адрес, по которому он хотел бы получить ответ;

● поставить личную подпись и дату.

В электронном письме лично подписаться, конечно, невозможно. Но отсутствие этого реквизита не дает чиновникам права отказать в рассмотрении заявления.

При необходимости к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Закон не оговаривает, каким именно почтовым отправлением следует посылать жалобы, предложения и заявления. Можно сделать это и обычным письмом. Если же гражданин хочет иметь на руках доказательство отправки своего обращения, он может послать его письмом с уведомлением о вручении.

Работа с обращениями

Обращение гражданина должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления в орган власти или к должностному лицу.

Если отправитель ошибся, направив его в орган, который не вправе рассмотреть вопрос по существу, это не дает чиновникам права возвращать его назад. В таком случае сотрудники государственных органов сами должны разобраться, какое ведомство занимается решением подобных проблем, и переслать туда обращение в течение семи дней. Гражданину направляется уведомление об этом.

Руководитель органа, в который поступило письмо, обязан рассмотреть его в течение 30 дней со дня регистрации и дать письменный ответ. Если требуется направить запрос в другое ведомство, а также в других исключительных случаях, этот срок может быть продлен еще на 30 дней.

Отметим также, что российские регионы могут устанавливать дополнительные гарантии для заявителей, в том числе и сокращенные сроки рассмотрения обращений. Так, например, соответствующий закон Саратовской области отводит на эту процедуру не 30, а 15 дней.

Закон оговаривает и те случаи, когда гражданин не получит ответа по существу на свое обращение:

● в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (если в анонимном обращении содержатся сведения о подготавливаемом или совершенном преступлении, оно будет направлено в правоохранительные органы);

● в обращении обжалуется судебное решение (это можно сделать только в судебном порядке);

● в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;

● текст письменного обращения не поддается прочтению;

● в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу, а новые доводы или обстоятельства он не приводит;

● ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Во всех перечисленных случаях гражданину сообщат о том, по каким причинам его обращение осталось без ответа. И если он устранит их (например, приведет новые доводы своей жалобы), то вправе вновь направить обращение в тот же государственный орган или должностному лицу.

Личный прием

Те, кто не хочет вступать в переписку с властными структурами, имеют право записаться на личный прием к должностному лицу. Для этого государственные учреждения отводят специальные дни и часы, а гражданину понадобится только предъявить удостоверение личности.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема. Если вопрос, по которому обращается гражданин, не требует какого-то дополнительного разбирательства, то ответ он может получить в устной форме, о чем делается запись в карточке. В остальных случаях гражданину дается письменный ответ.

Лицам, которые обращаются в орган власти по вопросам, решение которых не входит в его компетенцию, дается разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться.

Корректность гарантируется

Каждому, кто обращается в государственные органы, Закон предоставляет ряд гарантий.

  1. Запрещается преследование гражданина, в обращении которого содержится критика деятельности указанных органов.
  2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем, а также информации о частной жизни гражданина без его согласия.
  3. Запрещается распространенная сейчас практика пересылать жалобу тому должностному лицу, на которое она написана. Если решить проблему, изложенную в обращении, может только тот чиновник, на которого гражданин жалуется, то жалобщику просто разъяснят, что он вправе обратиться в суд.

В случае если сотрудники госорганов нарушат эти гарантии, гражданин имеет право требовать через суд возмещения убытков и компенсации морального вреда.

С другой стороны, и сам отправитель отвечает за содержание своего обращения. Если в нем указаны заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, государство может взыскать с данного гражданина по решению суда.

Сумма:
%