1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1616

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 103 (с комментарием)

Перечень контролирующих органов, которые могут прийти к организациям с проверками, пополнился Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Компании и лиц, владеющих на праве собственности (ином законном основании) объектами электросетевого хозяйства, а также пользователей окружающих их территорий будут проверять на соблюдение правил использования охранных зон таких объектов. Специальный порядок проведения контроля Правительство РФ утвердило постановлением от 27.02.2010 № 103.

Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и перечень действий, которые запрещается совершать на их территории, перечислены в Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее — Правила). Напомним, что данное постановление было утверждено во исполнение ст. 89 «Земли энергетики» Земельного кодекса РФ. Условие о том, что правительство должно обозначить охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки, предусмотрено Федеральным законом от 04.12.2006 № 204-ФЗ и вступило в силу еще 19 декабря 2006 г.

В соответствии с Правилами в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических лиц или организаций, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. Подробный перечень приведен в п. 8—11 раздела III Правил.

Какие-либо действия в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства могут осуществляться только при наличии письменного решения о согласовании (п. 12 Правил). Сказанное относится к размещению детских и спортивных площадок, стадионов, рынков, торговых точек, полевых станов, гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, а также к проведению взрывных работ, строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений.

Соблюдение этих запретов и наличие письменных решений о согласовании сетевых организаций будут проверять Ростехнадзор и его территориальные органы. Ранее контроль за такими территориями сетевые организации вели самостоятельно.

Данный вид проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Следовательно, контролирующие органы должны четко соблюдать время, отведенное им для проверок. Напомним, что срок проведения проверки как документарной, так и выездной не может превышать 20 рабочих дней. В отношении малого предприятия срок проведения плановых выездных проверок не превышает 50 часов год, а микропредприятия — 15 часов в год.

При документарной проверке сотрудники службы смогут требовать у владельцев и пользователей таких участков только сведения и документы, относящиеся к предмету проверки. О проведении выездной проверки организацию уведомят не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.

Плановые проверки (документарные и выездные) будут проводиться на основании ежегодных планов проверок. Попасть в этот план организация может не чаще одного раза в три года.

Основанием для проведения внеплановых проверок могут стать истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, решение руководителя контролирующего органа либо поступление в Ростехнадзор сведений о возможном возникновении или свершившемся причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение внеплановых проверок малого и среднего бизнеса контролеры обязаны согласовать с прокуратурой. В ближайшее время это правило может быть распространено на все виды предприятий. Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Обжаловать результаты проверок организации смогут, как и раньше, в суде. Кроме того, несогласие с результатами проверки компания вправе направить в контролирующий орган. На это отведено 15 дней с момента получения акта проверки.