Цены не подчиняются закону

| статьи | печать

С 1 февраля вступил в силу многострадальный Федеральный закон «О торговле». Пока ровным счетом ничего не меняется. Цены как росли, так и растут, в очередной раз доказывая, что у них есть один начальник — рынок и никаким самым высокопоставленным администраторам они не подчиняются. Но сказались ли хоть как-то новые правила государственного регулирования на политике ценообразования российских торговых сетей?

Федеральная антимонопольная служба в ближайшее время планирует провести массовую проверку деятельности торговых сетей на предмет исполнения Закона о торговле. Как сообщил «ЭЖ» заместитель руководителя ведомства Андрей Кашеваров, экспертов ФАС России прежде всего будут интересовать практика ценообразования в свете вступившего в силу закона, взаимоотношения производителей продукции и ретейлеров. «Мы хотим выяснить, изменилась ли ситуация с определением бонусов для производителей, учитывая, что прежде в этом вопросе главенствовал диктат сетей», — подчеркнул чиновник.

Бонусы уходят в тень

В последнее время Минэкономразвития, Минпромторг, ТПП и РСПП провели ряд совещаний и конференций на эту тему, и мнения участников сводились к тому, что вступивший в силу закон пока реальной силы не имеет и не влияет на работу торговли. Подтверждение тому — сегодняшние российские реалии.

Уровень инфляции за январь — февраль 2010 г. поднялся на 2,5%, а, по заверениям московских домохозяек, цены на основные продукты питания в среднем выросли на 10—15%. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройти по гипер- и суперзалам лидеров российской торговли в Москве. Хотя по официальной статистике подобный рост цен в среднем по стране произошел лишь на сахар-песок и плодоовощную продукцию.

Депутат Госдумы член Комитета по аграрным вопросам Виктор Таранин отмечает, что сельхозпроизводители страдали от сетей всегда и сейчас ничего не изменилось: «Торговые сети по-прежнему диктуют условия. Как они брали „вознаграждения“ (бонусы), так и берут».

Как сообщают представители союзов и ассоциаций производителей продукции, в основном продовольственной, крупные торговые сети не хотят довольствоваться десятипроцентным бонусом от поставщиков, прописанным в документе, и ухитряются, как и раньше, получать до 30—50%. Ретейлеры вынуждают поставщиков снижать закупочную цену и заключать договоры на дополнительные услуги, что приносит сетям прежние прибыли. Таким образом ретейлеры уводят бонусы в тень.

Как рассказал «ЭЖ» один из поставщиков бакалейной продукции, работающий с Metro Cash & Carry, «Ашаном», X5 Retail Group и «Магнитом», сети, не желая получать законный бонус в 10%, добирают доходность за счет коррекции закупочной цены: «Принимать протокол согласования цены ретейлеры будут только после того, как мы снизим стоимость продукции».

Простой вариант восполнения потерь нашла Metro Cash & Carry, отмечают представители компаний-поставщиков. По их словам, ретейлер предлагает заключать договоры на оказание дополнительных маркетинговых услуг.

По мнению экспертов, в результате попыток торговых сетей вернуть то, что у них отнимают, могут подняться цены и на хозяйственные товары, и на мелкую бытовую технику.

Почему буксует Закон о торговле

«Да все очень просто, — заявляет председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК „АССАГРОС“ Виктор Семенов, — исполнение закона тормозят те же чиновники, которые его придумали. Начнем с того, что сетям дан переходный период — 180 дней, чтобы привести к новым требованиям договоры поставки. Розничные сети в настоящее время выжидают, какие шаги для наказания нарушителей в итоге предложит ФАС России».

«Многие сети не заключали договоры на 2010 г., а просто продлили их на месяц-два», — считает зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский. Поэтому ретейлеры во время переходного периода постараются «выжать из поставщиков по максимуму выгодные для себя условия».

Эксперты сомневаются, что закон вообще заработает в 2010 г. В частности, методики расчета объема реализации в границах муниципального района и городского округа не существует. Ее только поручено разработать ФАС России. Не проведены внятно и сами границы. Если, например, гипермаркет находится на МКАД и покупатели в него ездят и из Москвы, и из области, к какому региону он относится?

Еще одна ключевая норма закона — запрет ретейлерам включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премии за объем, которая не должна превышать 10%. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку требовать от поставщиков не разрешается. Вот почему эксперты уверены, что ограничение работать не будет.

«К сожалению, приходится констатировать, что в ближайшее время реальных изменений ждать не приходится, — говорит В. Таранин. — Во-первых, торговым предприятиям дается полгода для приведения договоров поставки товаров в соответствие с новым законом. Во-вторых, Минпромторг до сих пор не утвердил список социально значимых продуктов, на которые устанавливались бы конкретные размеры предельных торговых бонусов и вознаграждений».

Торговля, проверяющие и контролирующие органы могут пожать плечами, глядя на договоры поставки и магазинные ценники: мол, нет списка товаров — нет и возможности кого-то призвать к ответственности.

Законодатели понимают, что закон получился не настолько оптимальным, как хотелось. Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров признал, что закон носит рамочный характер и надо принять немало подзаконных актов, чтобы он заработал.