1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2097

Содействие руководству компании

Финансово-экономический кризис позволил по-новому взглянуть на эффективность и устойчивость бизнеса, а также выявить преимущества, которые дает компаниям внутренний аудит. Участники второй международной конференции «Внутренний аудит в России: новые вызовы, новые возможности», организованной при информационной поддержке «ЭЖ», рассмотрели и обсудили преимущества и перспективы развития внутреннего аудита в нынешних условиях.

Интерес к внутреннему аудиту в России постоянно растет. Сегодня службы внутреннего аудита или отдельные сотрудники, выполняющие их функции, есть не только в крупных компаниях, но и в средних. Переход от ретроспективного контроля, внимание которого сосредоточено на произошедших событиях, к перспективному контролю, то есть к выявлению, анализу и управлению рисками, повышает актуальность внутреннего аудита. А потребность совета директоров в независимой и объективной информации о состоянии дел в компаниях, совершенствовании внутрикорпоративных отношений придает функции внутреннего аудита особую значимость.

Данные исследования текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России в 2009 г., проведенного Российским институтом внутренних аудиторов (ИВА) и компанией «Эрнст энд Янг», свидетельствуют об изменении роли службы внутреннего аудита. Теперь в ее функции входит не только оценка контрольных процедур, но и содействие руководству компании в решении задач по управлению рисками и повышению эффективности бизнес-процессов.

Приоритеты высшего руководства

Опрос руководителей служб внутреннего аудита и руководителей высшего звена (членов совета директоров или комитета по аудиту) показал, что их мнения о важности для бизнеса задач, решаемых подразделением внутреннего аудита, не всегда совпадают.

Руководители подразделений считают приоритетными те задачи, которые связаны с совершенствованием системы внутреннего контроля (СВК). По мнению большинства руководителей компаний, основная задача внутреннего аудита — построение системы внутреннего контроля. Между тем это задача менеджмента. То есть высшее руководство ощущает необходимость в совершенствовании процессов и стремится использовать навыки, знания и умения внутренних аудиторов.

Персонал

В период кризиса руководство вынуждено искать пути сокращения затрат, в том числе на персонал. Численность персонала зависит от размера и характера бизнеса, формы собственности, направления деятельности, степени регулирования, автоматизации процессов, сложности используемых информационных систем и др. Однако однозначного ответа на вопрос об оптимальной численности персонала в компании в целом и подразделении внутреннего аудита в частности нет. Тем не менее, по данным исследования, за 2009 г. в 38% организаций количество сотрудников уменьшилось, а в 18% — увеличилось.

Численность персонала подразделений внутреннего аудита в большинстве случаев (72%) — от 1 до 10 сотрудников. Только крупные компании, в штате которых более 100 000 человек, могут иметь в службе внутреннего аудита в среднем 50 специалистов.

Руководители служб внутреннего аудита делают акцент на развитие коммуникативных навыков внутренних аудиторов. Техника эффективного ведения переговоров и разрешения конфликтов, умение грамотно излагать мысли, готовить отчеты сегодня так же важны, как навыки выявления и оценки рисков, применения методов анализа данных и совершенствования процедур контроля.

Среди технических навыков, необходимых внутренним аудиторам, отмечаются умения:

  • совершенствовать бизнес-процессы и процедуры контроля (100%);
  • использовать информационные технологии и методы анализа данных (95%);
  • выявлять и оценивать корпоративные риски (93%);
  • распознавать и выявлять факты мошенничества (92%).


Две трети руководителей считают, что внутренние аудиторы обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками. Но треть из них рассматривает возможность привлечения внешних специалистов для устранения дефицита кадров в подразделениях внутреннего аудита.

Оценка эффективности деятельности

Разошлись мнения высшего руководства компаний и руководителей подразделений и в оценке эффективности деятельности внутренних аудиторов.

Высшее руководство склонно оценивать работу внутренних аудиторов скорее по качественным характеристикам, нежели по таким формальным факторам, как степень выполнения плана аудиторских проверок. Большинство руководителей служб внутреннего аудита (86%) считают эти показатели основными при оценке успешности их работы за год.

Вместе с тем группы респондентов практически сошлись во мнении о значимости выводов и рекомендаций по результатам проведения аудиторских проверок.

Около 60% руководителей подразделений внутреннего аудита и 67% руководителей высшего звена считают этот показатель важным и справедливым при оценке работы службы.

Несмотря на то что аудиторы не всегда могут воздействовать на процесс внедрения аудиторских рекомендаций менеджментом компаний, 63% руководителей высшего звена считают необходимым оценивать работу аудиторов по количеству выполняемых рекомендаций. С этим готовы согласиться 40% руководителей служб внутреннего аудита. Наличие такого показателя заставляет внутренних аудиторов искать наиболее приемлемые и практические решения для устранения недостатков СВК и повышения эффективности операционной деятельности. Это свидетельствует о пользе внутреннего аудита.

Обращает на себя внимание и тот факт, что руководители служб внутреннего аудита делают акцент на экономический эффект работы подразделения (35%), среди высшего руководства этот показатель назвал только каждый десятый респондент.

Главными факторами эффективности внутреннего аудита, его ценности для высшего руководства компаний (членов совета директоров или комитета по аудиту) сегодня являются количество бизнес-рисков, «закрытых» по результатам аудиторских проверок, и значимость предоставленных рекомендаций.