«Неработающий» — еще не «иждивенец»

| статьи | печать

Главное финансовое ведомство страны в своем Письме от 16.03.2006 № 03-03-04/1/240 разъяснило порядок включения в расходы по оплате труда затрат по проезду работников и их неработающих членов семьи к месту использования отпуска и обратно.

Для начала чиновники проанализировали п. 7 ст. 255 НК РФ. Согласно этой норме к расходам на оплату труда относятся, в частности, зарплата, сохраняемая работникам на время отпуска, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Для бюджетных организаций применяется порядок отнесения расходов, предусмотренный действующим законодательством, а для других организаций — порядок, предусмотренным работодателем. Таким образом, расходы на оплату проезда членов семей работников принимаются для целей налогообложения только в том случае, если в отношении их применимо понятие «иждивенец». Налоговый кодекс это понятие не определяет.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодатель-

ства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Следовательно, для целей налогообложения прибыли следует применять понятие «иждивенец», которое указано в ст. 179 ТК РФ. Согласно этому определению иждивенцами считаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Пунктом 2 ст. 9 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) установлен перечень нетрудоспособных членов семьи. Ссылаясь на этот Закон, чиновники сообщают, что иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, которые объявлены дееспособными или достигших возраста 18 лет. В других случаях факт иждивения подлежит доказательству.

Для подтверждения факта иждивения работодателю необходимо предъявить документы, устанавливающие нетрудоспособность члена семьи, а также то, что член семьи находится на полном содержании работника или получает от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.

Именно документальное подтверждение факта иждивения позволяет работодателю учесть для целей налогообложения расходы на оплату проезда членов семьи работника.

Подобный вывод был сделан судьями в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2006 № Ф04-525/2006 (19865-А75-33). Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, в связи с тем что из расходов для целей налогообложения прибыли неправомерно исключены расходы в виде компенсации стоимости проезда работников предприятия и членов семей к месту отдыха и обратно.

Решением арбитражного суда жалоба налогоплательщика удовлетворена. Постановлением апелляционной инстанции заявленные требования также удовлетворены. В кассационной жалобе налоговые органы просят суд отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что затраты на оплату проезда членов семьи, не являющихся иждивенцами по отношению к работнику организации, в расходы для целей налогообложения прибыли не включаются. Понятие «иждивенец» определено в ст. 179 ТК РФ и применяется в налоговых правоотношениях в силу ст. 11 НК РФ. В соответствии со ст. 325 ТК РФ, ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно имеют несовершеннолетние дети, а ими в соответствии со ст. 63 ТК РФ считаются лица, которые достигли 16 лет. Налоговые органы посчитали, что налогоплательщик неправомерно завысил расходы на оплату проезда совершеннолетних трудоспособных детей работников к месту использования отпуска и обратно, которые включаются в расходы на оплату труда, что привело к неправильному исчислению налога на прибыль.

Кассационная инстанция обратила внимание, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ № 4520-1 гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем.

Статьей 325 ТК РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. В организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления; в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем.

Судом также установлено, что согласно коллективному договору, заключенному между администрацией и профсоюзной организацией, работодатель один раз в два года оплачивает работникам и неработающим членам их семей проезд к месту использования льготного отпуска и обратно на территории РФ любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси). К членам семьи работника относятся муж, жена и несовершеннолетние дети, а также дети-студенты до 24 лет независимо от регистрации их места жительства, обучающиеся на дневной форме обучения. Оплата проезда этим членам семьи производится независимо от времени использованного отпуска.

Учитывая, что членами семей, стоимость проезда которых была возмещена ООО, являются дети работников, обучающиеся в учебных заведениях по очной форме обучения, что подтверждается материалами дела, суд пришел к правомерному выводу о том, что доначисление налоговым органом налога на суммы стоимости проезда неработающих детей является необоснованным.

Судом отмечено, что поскольку дети работников не имеют своего дохода, то они считаются иждивенцами работников, так как находятся у них на полном содержании или получают от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Возвращаясь к Письму № 03-03-04/1/240, отметим, что Минфин пришел к выводу, что понятие «иждивенец» уже понятия «неработающий член семьи». В связи с этим организация не может включать в расходы на оплату труда оплату проезда неработающих членов семьи (не иждивенцев) к месту отпуска (территория РФ) и обратно.