На бумаге и в жизни

| статьи | печать

Деятельность акционерных обществ регламентируется Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об-акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Казалось бы, в нем прописаны и функции, и права, и обязанности различных структур компании. Но, как показало исследование практики корпоративного управления (КУ) в России, проведенное по заказу Ассоциации независимых директоров, положения Закона трансформируются в реальную жизнь по-разному.

Внутренние документы

Согласно ст. 11 Закона об АО устав общества должен содержать следующие сведения:

полное и сокращенное фирменные наименования общества;

его местонахождение;

тип общества (открытое или закрытое);

количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций;

права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);

размер уставного капитала общества;

структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров;

сведения о филиалах и представительствах общества.

Устав общества должен содержать также сведения об использовании в отношении общества специального права на участие РФ, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»).

Однако компании часто избегают указывать в своем уставе номинальную цену акций общества, приобретенных акционерами, без которых невозможно точно определить минимальный размер стоимости имущества общества и давать гарантии кредиторам.

По данным исследования практики КУ, не каждая компания подкрепляет свою деятельность внутренними документами, в которых определены полномочия генерального директора (ГД), органов управления и количество членов-совета директоров (СД).

Если положения о совете директоров, общем собрании и ревизионной комиссии имеют большинство компаний, то положение о раскрытии информации — только треть из них, а кодекс корпоративного управления — всего 12%, за его основу взят Кодекс корпоративного поведения (далее — Кодекс), рекомендованный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в 2002 году. Он носит рекомендательный характер. Компании имеют право принять его или целиком, или только отдельные положения.

В течение этого года 67% компаний планируют внести изменения в свои внутренние документы, чтобы соответствовать положениям, прописанным в Кодексе. К ним относятся компании, чьи акции котируются на бирже.

Структуры и их функции

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. На нем должны решаться вопросы об избрании СД (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), об утверждении аудитора, а также другие вопросы, отнесенные к его компетенции (ст. 48 Закона об АО).

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью общества.

В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 функции СД может брать на себя общее собрание. Функции СД прописаны в статье 65 Закона об АО. Однако вопросы, отнесенные к его компетенции, не могут быть переданы для решения исполнительному органу общества.

В статье 69 Закона об АО сказано, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, ГД) и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны СД и общему собранию.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием и контролирует финансово-хозяйственную деятельность общества. Порядок деятельности ревизора определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами СД, а также занимать иные должности в органах управления.

Акции, принадлежащие членам СД, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии.

Но как показало исследование, функции реализуются в каждой структуре (органе) с нарушением Закона.

На практике общее собрание делегирует свои обязанности исполнительным органам управления. Так, одобрение крупных сделок (от 25% стоимости активов) или утверждение годового отчета примерно в 15% компаний осуществляется СД или правлением. В четверти компаний аудитор назначается не общим собранием, как предписано Законом, а другими органами.

26% компаний признали, что члены СД и правление не всегда действуют в интересах общества, тем самым нарушая ст. 71 Закона об АО. В ходе исследования отмечено, что чаще всего нарушают Закон компании с собственниками, которые могут контролировать деятельность компании и со штатом сотрудников менее 300 человек.

В целом же СД компаний выполняют функции, связанные со стратегическим планированием и контролем исполнительных органов.

Однако часто СД выполняет функции менеджмента. В 41% компаний советы вовлечены в операционное руководство.

С точки зрения защиты прав акционеров наиболее опасными являются ситуации, в которых СД выполняет функции общего собрания акционеров, такие как избрание и прекращение полномочий членов СД (8%) и назначение аудитора (17%).

В 90% компаний ревизионная комиссия контролирует финансово-хозяйственную деятельность общества. Однако ее компетентность оставляет желать лучшего, поскольку не во всех компаниях в эту комиссию входят специалисты по финансам и бухгалтерскому учету. Среди них есть и представители руководства, и члены совета директоров, что противоречит Закону.

Если работники подконтрольны менеджменту, то они не могут осуществлять независимый контроль деятельности компании.

Согласно Кодексу функции ревизора должны отличаться от функций аудитора. Однако в каждой второй компании эти службы дублируют друг друга.

Поэтому получается, что, вместо того чтобы контролировать финансово-хозяйственную деятельность, ревизионная комиссия проверяет достоверность бухгалтерского учета.

Как показало исследование, такое положение дел объясняется неэффективностью законодательства, которое препятствует совершенствованию корпоративного управления.

Сегодня бизнес перерос те требования, которые были заложены в середине 90-х, в период перехода предприятий с советских образцов управления к рыночной модели экономики. Поэтому и получается, что Закон носит формальный характер, а предприниматели поступают совсем по-другому.