1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 8266

Таможенная очистка товаров – важнейший институт международного таможенного регулирования

Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации непосредственно связано с разработкой и принятием унифицированных правил таможенного регулирования на единой таможенной территории государств – членов Таможенного союза. Данный подход базируется на положении статей 56 и 57 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве1 и Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года.

В мировой практике примерами унифицированных правовых документов в сфере таможенного регулирования являются: пакет документов, регулирующих функционирование Всемирной торговой организации; Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур; Таможенный кодекс Европейского союза.

В Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации одним из основных унифицированных документов таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза является Таможенный кодекс (далее – Кодекс), который принят 27 ноября 2009 года в городе Минске главами наших государств Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза.

На заседании Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации  при рассмотрении  вопроса о таможенном администрировании на единой таможенной территории были сформулированы основные принципы  разработки проекта Кодекса (Протокол № 20 от 12.12.08, п. 3.3).

Во исполнение указанных решений Комиссией Таможенного союза было принято решение2 о разработке проекта Таможенного кодекса Таможенного союза на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (далее – Киотская конвенция, или Конвенция) (International convention on the simplification and harmonization of customs procedures).

При разработке структуры и норм проекта Кодекса использован официальный текст на русском языке Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, который Республика Казахстан ратифицировала в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-IV).

Необходимо отметить, что в Киотской конвенции очистка товаров является одним из ключевых институтов в области таможенного регулирования. Соответствующие положения содержатся в Главе 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения Киотской конвенции (далее – Глава 3).

Согласно определению, данному в Конвенции, очистка означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру3.

Под таможенными формальностями в Конвенции понимаются все операции, которые должны совершаться лицами, которых это касается, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства4. То есть, компилируя эти два определения, можно говорить, что очистка – это совокупность операций, которые должны быть совершены в обязательном порядке в отношении товаров в соответствии с избранной таможенной процедурой.

Для понимания сущности очистки необходимо проанализировать таможенные формальности (обязательные действия), связанные с этим институтом.

Анализ Главы 3 показывает, что очистка является совокупностью таможенных операций (таможенных формальностей), которые логично структурированы, взаимосвязаны и состоят из: подачи декларации на товары, регистрации декларации на товары, проверки декларации на товары, проверки товаров и их выпуска.

Таможенные операции, связанные с очисткой, можно отобразить в виде следующей схемы:

 

Очистка начинается с подачи декларации на товары. Именно в этом документе указывается избранная таможенная процедура, в соответствии с которой товар выпускается, и, в дальнейшем, обязательно исполнение её положений и предписаний в пользовании товаром.

Согласно Конвенции декларация на товары – заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором лица, которых это касается, указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и представляют сведения, которые требуются таможенной службе для применения этой процедуры5. При этом необходимо отметить, что в понятийном аппарате таможенного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и в Таможенном кодексе Таможенного союза используется термин «таможенная декларация», близкий по своему содержанию термину «декларация на товары».

В соответствии с положениями Конвенции декларация на товары может быть подана в бумажном и/или в электронном виде. Вместе с декларацией на товары предоставляются документы, подтверждающие внесённые в декларацию на товары данные.
Таможенная служба разрешает подачу декларации на товары и предоставление подтверждающих документов при помощи электронных средств связи (3.18. Стандарт, 3.21. Стандарт Главы 3).

Бумажный формат декларации на товары должен соответствовать Формуляру-образцу ООН (3.11. Стандарт Главы 3). Сегодня Таможенная декларация в России и Единый административный документ Европейского сообщества соответствует такому Формуляру-образцу.
В случае подачи декларации на товары в бумажном формате таможенная служба должна требовать представление вместе с оригиналом декларации на товары только минимально необходимое количество её копий (3.17. Стандарт Главы 3).

В свете развития и использования информационных технологий в таможенном деле подача декларации на товары и осуществление всех контрольных мероприятий в электронном виде (автоматизированная очистка) становится уже нормой.

При автоматизированной очистке формат декларации на товары, подаваемой в электронном виде, основывается на международных стандартах электронного обмена информацией, определенных Рекомендациями по информационным технологиям Всемирной таможенной организации (3.11. Стандарт Главы 3).

Перечень и объём данных, подлежащих указанию в декларации на товары, Конвенция относит к компетенции национальной таможенной службы. При этом таможенная служба должна ограничить перечень данных, подлежащих внесению в декларацию на товары, только теми сведениями, которые признаны необходимыми для исчисления и взимания пошлин и налогов, формирования статистики и применения таможенного законодательства (3.7. Стандарт и 3.8. Стандарт Главы 3).

Ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации на товары, несёт декларант (3.8. Стандарт Главы 3). Конвенция под декларантом понимает любое лицо, которое декларирует товары или от чьего имени такое декларирование производится6.

В подтверждение декларации на товары таможенная служба требует только те документы, которые необходимы для осуществления контроля и обеспечения соблюдения всех требований по применению таможенного законодательства (3.12. Стандарт Главы 3). Такие документы можно сформировать в следующие группы:
1) договоры, заключённые при совершении внешнеторговой сделки (договор международной купли-продажи или иные договоры);
2) коммерческие документы;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе товаров;
5) документы, удостоверяющие соответствие товаров требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, – в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению указанного соответствия;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;
7) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;
8) документы, подтверждающие информацию о декларанте.

В тех случаях, когда необходимые  подтверждающие документы не могут быть представлены вместе с декларацией на товары по причинам, признанным обоснованными, таможенная служба разрешает представления этих документов в течение установленного периода времени. Таможенная служба не должна требовать перевода сведений, содержащихся в подтверждающих документах, за исключением случаев, когда это необходимо для обработки декларации на товары.

и декларант не располагает всей информацией, требующейся для заполнения декларации на товары, таможенной службой разрешается подача предварительной или неполной декларации на товары. При этом в установленный срок декларант обязан дополнить указанные декларации всеми необходимыми сведениями, которые требуются для заполнения декларации на товары.

Согласно Конвенции подача декларации на товары для их очистки должна быть разрешена в любом таможенном органе. Таможенная служба устанавливает таможенные органы, в которых может быть произведена очистка товаров. В мировой практике ограничения мест декларирования и очистки товаров, как правило, связаны с видами товаров: акцизные товары (табак, алкоголь, драгоценные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них), товары, опасные для жизни и здоровья людей (радиоактивные материалы), товары, требующие специальных познаний должностных лиц таможенных органов, либо специализированного оборудования для исследования указанных товаров (предметы искусства, ювелирные изделия).

Декларация на товары подаётся в часы работы таможенного органа.
При определении компетенции, места расположения и времени работы таможенных органов, производящих очистку товаров, в числе принимаемых во внимание факторов учитываются, в частности, потребности торговли.

В тех случаях, когда национальное законодательство договаривающейся стороны (страны – участницы) Конвенции устанавливается срок для подачи декларации на товары, этот срок должен быть достаточным, чтобы позволить декларанту заполнить декларацию на товары и получить требуемые подтверждающие документы.

По просьбе декларанта и по обоснованным причинам таможенная служба должна продлить срок для подачи декларации на товары.
Поданная декларация на товары подлежит регистрации в таможенном органе. Когда декларация на товары не может быть зарегистрирована, она возвращается, и таможенный орган уведомляет декларанта о причинах отказа.

Регистрация поданной декларация на товары является юридически значимым действием, связанным с правовой оценкой достоверности сведений, заявленных в ней. Как отмечено выше, ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации на товары, несёт декларант.

После регистрации декларации на товары таможенные органы приступают к её проверке. Конвенция определяет проверку декларации на товары как действие, совершаемое таможенной службой, для того чтобы убедиться в том, что декларация на товары правильно заполнена и требуемые подтверждающие документы соответствуют установленным условиям7. Проверка декларации на товары должна быть осуществлена непосредственно при или в возможно короткие сроки после её регистрации. В целях проверки декларации на товары таможенная служба должна предпринимать только те действия, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

В национальном законодательстве должны быть предусмотрены положения, регулирующие подачу и регистрацию или проверку декларации на товары и подтверждающих документов до прибытия товаров – в таможенном законодательстве России -  предварительное информирование.

В поданную декларацию на товары можно вносить поправки. Таможенный орган разрешает декларанту вносить поправки в уже поданную декларацию на товары при условии, что к моменту получения такого запроса она ещё не приступила к проверке декларации на товары или к проверке товаров. Если запрос получен после начала проверки декларации на товары, таможенный орган разрешает декларанту вносить поправки при условии, что указанные декларантом причины признаны таможенной службы обоснованными.

Если проверка декларации товара является автоматическим действием, которое таможенный орган обязан совершить, то из анализа положений Конвенции можно сделать вывод, что проверка декларируемого товара может не осуществляться, если для этого нет необходимых причин. Ведь проверка товара означает физическую проверку товаров таможенной службой в целях установления соответствия характера, происхождения, состояния, количества и стоимости товара сведениям, указанным в декларации на товары8, что на практике требует значительных временных затрат.

Но если таможенный орган принимает решение о том, что указанные в декларации товары подлежат проверке, такая проверка производится в возможно короткий срок после регистрации декларации на товары.

При этом приоритет должен отдаваться проверке животных и скоропортящихся товаров, а также другим товарам, нуждающимся в срочной проверке, например гуманитарным грузам.

Если товары должны быть проверены другими компетентными органами, таможенная служба обеспечивает координацию таких проверок и по возможности одновременное их проведение.

При проверке товара его образцы отбираются только в тех случаях, когда это признаётся таможенной службой необходимым для того, чтобы установить описание по тарифу и/или стоимость декларированных товаров или в целях обеспечения применения других положений национального законодательства. Размеры отобранных образцов должны быть минимальными.

И конечной операцией осуществляемой при очистке является выпуск товаров. Выпуск товаров означает действие таможенной службы, разрешающее лицам, которых это касается, распоряжаться товарами, в отношении которых осуществляется очистка9.

Указанные в декларации товары выпускаются непосредственно после проведения их проверки таможенной службой или после принятия ею решения не производить их проверку при условии, что:
—  не было выявлено никаких правонарушений;
— были получены лицензии на импорт или экспорт либо любые иные требуемые документы;
— были получены все разрешения, касающиеся выполнения соответствующей процедуры;
— были уплачены любые пошлины и налоги или предприняты необходимые действия для обеспечения их взимания.

Если таможенная служба признает, что декларант впоследствии выполнит все формальности в отношении очистки, она выпускает товары при условии, что декларант представляет коммерческий или официальный документ, содержащий основные сведения о соответствующей партии товаров, который может быть принят таможенной службой, а в случаях, когда требуется гарантия, предоставляет гарантию, обеспечивающую взимание любых применяемых пошлин и налогов.

Когда таможенная служба принимает решение о необходимости проведения лабораторного анализа образцов, представления подробных технических документов или экспертного заключения, она выпускает товары до получения результатов таких исследований при условии, что представлены любые требуемые гарантии, и при условии, что она удостоверилась в том, что эти товары не подпадают под действие запретов или ограничений.

В случае выявления правонарушения таможенная служба производит выпуск товаров, не дожидаясь окончания административной или судебной процедуры, при условии, что товары не подлежат конфискации или аресту или не потребуются в дальнейшем в качестве доказательства, а также при условии уплаты декларантом пошлин и налогов и представления им гарантии, обеспечивающей взимание любых дополнительных пошлин и налогов, а также любых санкций, которые могут быть наложены.

После выпуска товаров к ним начинает применяться избранная таможенная процедура и, соответственно, пользование и распоряжение товарами осуществляется в соответствии с условиями этой процедуры. То есть товар вводится в хозяйственный оборот с учётом заключенной внешнеторговой сделки и с ограничениями или без таковых, вытекающих из условий заявленной и применённой к товарам таможенной процедуры.

Сравнительный анализ норм Кодекса с положениями Киотской конвенции показывает их несовпадение, касающееся очистки и выпуска товара.

Во-первых, в Кодексе не используется понятие «очистка», а сам этот институт отнесён к таможенным операциям, связанным с помещением товаров под таможенную процедуру (раздел 5 Кодекса). При этом в основных терминах, используемых в Кодексе, определение указанных операций не детализируется. В этой связи необходимо особо отметить то, что институт очистки в Киотской конвенции занимает одно из ключевых мест и этому институту дано его определение10, которое логично кореллируется с иными определениями и институтами, используемыми в Конвенции.

Во-вторых, определение термина «выпуск товаров», содержащееся в Кодексе, отличается от содержания определения «выпуск товаров», которое приведено в Киотской конвенции:

КОДЕКС
(Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, подпункт 5) пункта 1.)

КОНВЕНЦИЯ
(Генеральное приложение, глава 2 «Определения», E24./F20.)

Выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры

Выпуск товаров означает действие таможенной службы, разрешающее лицам, которых это касается, распоряжаться товарами, в отношении которых осуществляется очистка

Приведённое сравнение отражает коренное различие в содержании указанного термина Таможенного кодекса Таможенного союза и соответствующего определения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Указанное  сравнение свидетельствует о том, что разработчики проекта Кодекса, обеспечив правопреемственность норм таможенного законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в котором не упоминается и не используется определение «очистка», по  существу проигнорировали указанный институт международного права в области таможенного регулирования, содержащийся в положениях названной  Конвенции.

При этом необходимо отметить, что «очистка» не является новеллой для таможенного законодательства государств – членов Таможенного союза. Дореволюционное таможенное законодательство России содержало и широко использовало понятие «очистка», например:
—  в Таможенном Уставе по Азиатской торговле 1817 г. (глава I, §§ 2, 5, глава II, глава III и т.д.);
—  в Таможенном Уставе по Европейской торговле 1819 г. (§§ 4, 5, 207 и т.д.);
—  в Дополнительных статьях к Таможенному Уставу 1831 г. (пункт 28)11;
—  в Своде учреждений и уставов таможенных (раздел I, статьи 3, 4, 7, 9, 10, 597, раздел III, глава 2 и т.д.)12.

Таможенные Уставы Российской Империи издания 1904 г. и 1910 г. использовали понятие «очистка», которое связывалось с уплатой пошлины дословно – «…товары, очищаемые пошлиной…), (статьи 16, 823, 873, 920; 22, 23, 25 и другие).

В вышеприведённых документах очистка рассматривалась как исполнение купечеством своих обязательств перед государством по уплате пошлины, после чего происходил выпуск товаров. То есть заинтересованное лицо получало товар со склада, где он хранился, и могло им распоряжаться.

Исключение термина «очистка» из законодательства произошло на раннем этапе советского периода, когда была введена государственная монополия на осуществление внешнеторговых операций и регулирующая роль таможенного права стала минимальной. В Таможенном Уставе Союза ССР в редакции 1924 г. понятие «очистка»  уже не использовалось.

В связи с изложенным, нормы глав 26–28 Раздела 5 Таможенного кодекса Таможенного союза (ст.ст. 173–201), целесообразно переработать и привести в соответствие с положениями Глава 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

____________

1 Заключён в городе Москве 26 февраля 1999 года.

2 Пункт 2 Решения КТС № 4 от 4 февраля 2009 года «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории».

3  E5./F9., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

4  E9./F16., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

5   E19./F8., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

6  E14./F7., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

7 E4./F15., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

8 E17./F27., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

9  E24./F20., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

10 E5./F9., глава 2 «Определения», Генеральное приложение Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года.

11 Дополнительныя статьи къ Таможенному Уставу, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденныя 28 Генваря 1831. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Въ Типографии Департамента Внешней торговли. 1831. С. 7.

12 Сводъ учрежденiй и уставовъ таможенныхъ. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Въ Типографiи Втораго ОтделЂнiя Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярiи. 1846. С. 2, 4, 5, 175.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.