1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1565

Кто к нам в турдом войдет...

Отечественный турбизнес начинает выбиваться из общемировых тенденций. Если в прошлом году, по данным Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), оборот мировой туриндустрии превысил 6 трлн дол., прибавив с начала года 5,7%, то, по информации Росстата, в России, наоборот, второй год подряд отмечается спад турпотоков. В отсутствие четкой государственной политики в сфере туризма операторы рынка осваивают новые сегменты.

Дорогая моя столица...

Число граждан, выезжающих из страны, в 2005-м выросло всего на 3,5%, тогда как в 2004 году прирост составлял 15,5%.

Что касается въездного туризма, поток в страну в прошлом году сократился на 15,5%. По оценкам тур-
операторов, картина еще безрадостнее: на самых популярных маршрутах число туристов упало на 25%.
Игроки говорят о сложностях визового режима и росте стоимости тур-услуг: на 20% подорожали авиа- и ж/д билеты, на 10—15 — проживание в гостинице, на 20% — общепит, в несколько раз — билеты в музеи.

Дефицит предложения способствует росту цен, и особенно это заметно в секторе гостиничного бизнеса. По информации британской консалтинговой компании Deloite, московские отели хотя и уступают по заполняемости стамбульским, однако занимают первое место в Европе по приросту доходности. В прошлом году доходность одного номера выросла на 136 евро. В Екатеринбурге местные власти и вовсе ввели налог на приезжающих иностранцев. Чтобы зарегистрировать у себя туриста, хотeльерам придется заплатить в местную казну сумму исходя из утвержденного тарифа. Стоит ли удивляться, что в прошлом году мы потеряли-около полумиллиона туристов?

Рост цен, отсутствие качественного сервиса и необходимой инфраструктуры — отнюдь не единственные факторы, способствующие спаду интереса со стороны иностранных туристов к России. В прошлом году Российский союз туриндустрии провел опрос среди 115 операторов на тему: что мешает развитию въездного туризма? Около трети компаний заявили, что иностранцы опасаются стать жертвой теракта или криминала, причем в число опасностей многие включили неадекватное поведение по отношению к туристам сотрудников правоохранительных органов и таможенников.

Крайне негативный имидж России для туризма подтверждают и данные журнала Forbes, составившего список 14 самых опасных для путешествий стран. В их числе Афганистан, Ирак, Грузия, Пакистан, несколько африканских стран, Гаити, Папуа—Новая Гвинея и Россия, где, по мнению американских аналитиков, высока вероятность похищения с целью выкупа.

Туристы-«невидимки»

Вопреки общей тенденции снижения турпотока в России численность иностранцев, приезжающих к нам с бизнес-целями, продолжает расти. При дальнейшем развитии отечественной экономики и приходе новых игроков этот сегмент может стать одним из самых весомых в доходах отрасли.

Однако как и 10—15 лет назад, российский турбизнес остается непрозрачным и поэтому характеризуется отсутствием сколь-либо достоверной статистики. В итоге оценить реальные объемы рынка инкаминга и саму структуру визитов сложно. По официальным источникам, подавляющее большинство туристов приезжают в нашу страну с целью отдохнуть или погостить у родственников и друзей. Доля бизнес-визитов пока незначительна: по данным WTTC, она не превышает 24%, хотя аналитики полагают, что эта индустрия недооценена.

Во-первых, значительная доля поездок, в официальных документах фиксируемая как отдых, на деле таковой может не являться. Не секрет, что получить бизнес-визу в России намного сложнее, чем туристическую. Поэтому остается только догадываться, сколько «невидимых» туристов-бизнесменов ежегодно посещают нашу страну. Причем если число одно-двухдневных визитов (чаще всего на этот срок приезжали челноки из стран СНГ) в последние годы стремительно падает, то объемы более основательного делового туризма, наоборот, растут.

Не секрет, что получить бизнес-визу в России намного сложнее, чем туристическую. Поэтому остается только догадываться, сколько «невидимых» туристов-бизнесменов ежегодно посещают нашу страну. Причем если число одно-двухдневных визитов (чаще всего на этот срок приезжали челноки из стран СНГ) в последние годы стремительно падает, то объемы более основательного делового туризма, наоборот, растут.

Об этом говорят не только операторы, но и чиновники. Зам. руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия заявила, что если объемы туризма с целью отдыха за последний год действительно сократились на полмиллиона человек, то объемы делового увеличились на полмиллиона.

Во-вторых, рынок MICE (MeetingsIncentiveConventionsExhibitions), как принято обозначать сферу делового туризма в международной практике, еще молодой. Хотя первые компании, специализирующиеся на визитах, связанных с посещением конференций и выставок, появились больше 15 лет назад, но из-за отсутствия информации о подобных туруслугах и практики поощрительных поездок в российском бизнесе (что также входит в сегмент MICE) эта индустрия-до недавнего времени оставалась не столь популярной.

Количество иностранных туристов, посетивших Россию в 2005 году, с разбивкой по странам (по данным Росстата)

Страны

Принято иностранных туристов

всего

с деловой целью

с целью отдыха

с частными целями

Великобритания

199 721

67 285

118 996

13 440

Германия

495 706

121 649

313 547

60 510

Испания

74 276

7744

60 180

6352

Италия

172 431

37 648

125 310

9473

Франция

168 939

44 435

109 305

15 199

Финляндия

1 025 782

735 923

175 557

114 302

США

268 180

77 416

156 737

34 027

Япония

79 786

23 791

50 842

5153

Турция

138 334

82 368

43 978

11 988

Китай

702 975

146 277

204 192

352 506

Польша

1 145 818

46 133

133 096

966 589

Литва

1 185 531

396 780

70 445

718 306

Южная Корея

64 612

13 728

43 304

7580

Объем рынков въездного и внутреннего туризма в России в 2005 году (без учета деловых туристов и туристов, путешествующих с частными целями)*

Численность внутренних туристов, путешествующих по путевке

7,5 млн чел.

Средняя стоимость поездки по стране по туру на одного туриста

20,5 тыс. руб.

Численность внутренних туристов, путешествующих частным образом

15,6 млн чел.

Средняя стоимость поездки, совершаемой частным образом, на одного туриста

18,6 тыс. руб.

Численность иностранных туристов

5,4 млн чел.

Средняя стоимость поездки для иностранного туриста

820 дол. США

*По данным Высшей школы экономики.

Все любят MICE

Оборот рынка делового туризма в России эксперты оценивают приблизительно в 900 млн дол., включая деятельность международных сетевых компаний, обслуживающих крупные иностранные корпорации и западные турфирмы, имеющие в России свои представительства. На долю специализированных компаний приходится до 80% оборота, однако погода в этом сегменте быстро меняется. Дело в том, что MICE является сейчас одним из самых доходных и быстрорастущих сегментов (прибыльность массового туризма колеблется в районе 6—7% и год от года падает, в сегменте MICE — 10—12%).

Это объясняется как активностью иностранных инвесторов, скупающих активы российских предприятий и развивающих торговые сети, так и приходом новых игроков. Хотя специализирующиеся на деловом туризме компании пока можно посчитать по пальцам (крупнейшие из отечественных — «Академсервис», «Аэроклуб-тур», «Конкорд», «Нико Трэвел Групп», «Континент Экспресс», «Эндрю Трэвел Хаус», «Демлинк Трэвел», «Евроконтакт Плюс»), однако многие крупные туроператоры включили в перечень оказываемых услуг и MICE.

Появление новых игроков означает, что доходность бизнеса будет падать. Тем более если речь идет о неспециализированных компаниях, сбрасывающих свободные места в самолетах и реализующих туры корпоративным клиентам по демпинговым ценам.

Пока же ежегодный 30—40%-ный рост рынка позволяет мирно сосуществовать и специализированным операторам, и компаниям, организующим мероприятия и праздники, и пиар-агентствам. Но очевидно, что в отсутствие необходимой для развития делового туризма инфраструктуры в недалекой перспективе сохранение этой тенденции проблематично. Операторы говорят, что часто сталкиваются с тем, что западная компания, намеревающаяся провести в России какой-либо форум, интересуется состоянием здравоохранения, общественного транспорта, уровнем безопасности и комфорта. По всем этим параметрам любой европейский город серьезно превосходит нашу столицу. Не говоря уже об отсутствии необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры.

С этой точки зрения появление туристско-рекреационных ОЭЗ и тактика точечного строительства объектов отдыха для предполагаемых зарубежных гостей, конечно, не приведет к значительному результату. Идет ли речь о деловых поездках или массовом туризме — чтобы привлечь иностранцев, нужно создавать комфортную среду обитания в стране в целом, а это намного сложнее, чем отреставрировать усадьбу или пустить императорский поезд по третьему транспортному кольцу.

Количество иностранных граждан, въехавших в РФ в 2005 году, с разбивкой по целям поездок (по данным Росстата)

Страны

Всего

Туризм

Прочие цели

бизнес

отдых

частные цели

ПМЖ

транзит

обсл. персонал

Дальнее зарубежье

9 400 046

2 590 569

2 251 027

3 516 039

4010

148 445

889 956

СНГ

12 798 988

635 744

133 599

10 812 930

20 827

349 476

846 412

Всего (ДЗ+СНГ)

22 199 034

3 226 313

2 384 626

14 328 969

24 837

497 921

1 736 368

Р. Горохов,
директор компании
«Нико Трэвел Групп»:

— Когда говорят о деловом туризме, то обычно имеют в виду или поездки наших туристов на зарубежные конференции и выставки, или въездной туризм. Но я выделил бы еще один сегмент — это рынок внутри страны, когда компании, находящиеся в России, проводят деловые встречи, семинары, конференции в своих региональных филиалах. И это один из самых динамично развивающихся сегментов, уже сейчас мы продаем в два раза больше авиабилетов на внутренние рейсы, чем за рубеж. Рост рынка MICE в значительной мере обусловлен именно ростом внутренних поездок.

Есть также направление деятельности в сфере MICE, где потенциал российского рынка еще не раскрыт, — это проведение международных конгрессов и форумов численностью участников свыше 1000 человек. Для привлечения иностранных туристов нужны усилия на государственном уровне. Важны многие факторы — уровень цен на авиаперевозки и на гостиничные услуги, состояние здравоохранения и общественного транспорта, а также административные барьеры. Пока в глазах международных комитетов, выбирающих площадки для будущих конгрессов и форумов, Россия не в самом выигрышном положении. Но многие зарубежные эксперты отмечают богатый потенциал у нашей страны. Чтобы реализовать его, понадобится большая работа как государственных органов, так и коммерческих структур.