1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 979

Изменения в учете основных средств

16 января 2006 года Минюст России зарегистрировал Приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01». В соответствии с этим документом активы стоимостью до 20 тыс. руб. разрешается учитывать в составе материально-производственных запасов, не отражая на счетах учета основных средств.

Активы стоимостью до 20 тысяч рублей

Учет активов стоимостью до 20 тыс. руб. теперь разрешается вести по правилам, предусмотренным для материально-производственных запасов (МПЗ). Это означает, что учет стал проще, документооборот — меньше. Теперь вместо первичных документов по учету основных средств (ОС) (инвентарных карточек и т. п.) можно оформлять первичные документы по учету материально-производственных запасов, а также организовывать групповой учет таких активов.

Для налогоплательщиков повышение лимита стоимости ОС может привести к уменьшению базы для исчисления налога на имущество организаций. Так, по мнению главного бухгалтера ООО «Мета» Игоря Черных, данное изменение в ПБУ позволяет сократить налог на имущество, который рассчитывается по данным бухгалтерского учета. «Поэтому лично я, — продолжает И. Черных, — воспользовался бы таким правом, если это будет автоматизировано». Автоматизация расчетов, связанных с новым порядком учета ОС, стала одной из приоритетных задач методического отдела фирмы «1С», который уже в первом квартале 2006 г. подготовил и выпустил очередной релиз программы "1С: Бухгалтерия 8.0", учитывающий все новые законодательные требования.

Напомним, что теперь активы стоимостью до 20 тыс. руб. предлагается учитывать в составе инвентаря и хозяйственных принадлежностей на счете 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», при обеспечении контроля движения таких активов. Для этого в «^Бухгалтерии 8.0» рекомендуется использовать специальный забалансовый счет МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».

Несоответствие лимитов в бухгалтерском и налоговое

Хотя с 2006 года в бухгалтерском учете введен новый лимит стоимости ОС — 20 тыс. руб., в налоговом учете лимит остался прежним — 10 тыс. руб. Возникает законный вопрос: как учитывать активы стоимостью от 10 до 20 тыс. руб.?

Методисты фирмы «1С» предлагают следующие варианты решения проблемы.

  1.  Установить в учетной политике для бухгалтерского учета лимит в 10 тыс. руб., что обеспечит соответствие бухгалтерского и налогового учета, и как следствие, отсутствие разницы между ними.
  2.  Оприходовать актив напрямую в составе МПЗ как материал, что возможно, поскольку бухгалтерский и первичный учет приоритетен по отношению к налоговому.
  3.  Оприходовать ОС как вложение во внеоборотные активы. Этот вариант возможен, поскольку до принятия к учету может быть неочевидно, чем именно (ОС или МПЗ) будет являться будущий актив, например по причине того, что его стоимость до конца не сформирована.


По мнению методистов фирмы «1С», последний вариант — оприходование через вложения во внеоборотные активы — предпочтителен. Формально процедура такова: актив приходуется в бухгалтерском и налоговом учете в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08. При принятии к учету ОС в бухгалтерском учете актив отражается в составе МПЗ, в налоговом учете — принимается к учету как ОС.

Преимущества этого подхода в том, что до окончательного формирования стоимости актив отражается в учете и отчетности в составе вложений во внеоборотные активы. Таким образом, сохраняется привычная схема отражения в учете вложений во внеоборотные активы (возможность формировать стоимость). У этого подхода есть, правда, и недостатки. Так, в бухгалтерском учете актив отражается в составе МПЗ только после завершения формирования стоимости на счете 08, что является некоторым усложнением в учете.

Учет в «1С: Бухгалтерии 8.0»

Если в налоговом учете актив должен быть включен в состав амортизируемого имущества, тогда как в бухгалтерском учете учетная политика организации требует его отражения в составе МПЗ, его поступление в «^Бухгалтерии 8.0» следует отражать как поступление объекта внеоборотных активов при помощи документа «Поступление товаров и услуг» с видом операции «оборудование» и оприходовать его на счет 08.04 «Приобретение объектов основных средств» (как по бухгалтерскому, так и по налоговому учету). После того, как стоимость актива будет окончательно сформирована, он должен быть отражен в бухгалтерском учете в составе МПЗ, а в налоговом учете — включен в состав ОС.

Следует иметь в виду, что этот «усложненный» подход рекомендуется применять только для тех активов, которые по-разному квалифицируются в бухгалтерском и налоговом учете. Если же различий в бухгалтерском и налоговом учете не предполагается, например, если стоимость актива менее 10 тыс. руб., его можно напрямую приходовать в качестве МПЗ, не усложняя текущий учет.

Все описанные в данной статье изменения в учете ОС во многом направлены на упрощение учета, на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Применение этих нововведений налогоплательщикам выгодно. Возможные ситуации в учете, связанные, например, с расхождением лимитов в бухгалтерском и налоговом учете, автоматизированы в «ЮБухгалтерии 8.0», не требуют доработок и готовы к использованию сразу после установки программы. Таким образом, применение «1С:Бухгалтерии 8.0» позволит бухгалтеру без лишних усилий снизить налоговую нагрузку на свое предприятие за счет сокращения налога на имущество организаций.