1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Это вам не столб поднимать

Сколько ни борись, аппарат все равно разрастается. В успешно развивающихся компаниях это поначалу выглядит как необходимость и благо. Но приходит момент, когда вдруг оказывается, что эффективность хозяйствования все больше впадает в ступор, а управленческий аппарат разросся до злокачественной опухоли. И приходится его радикально оптимизировать — урезать, утрамбовывать и т. д. Судя по данным Росстата о численности чиновников в 2005 г., «корпорация» Россия находится на подъеме.

Число госслужащих (без учета занятых в сфере обороны и безопасности) за прошлый год выросло сразу на 143,5 тысячи. Увеличение выглядит впечатляюще, особенно если оценивать в процентах. Так, за 1995—2004 гг. среднегодовой прирост к предыдущему году составлял 2,31% (в 2004 г. — 1,4%), а в 2005-м — 10,9(!).

Конечно, сразу хочется озаботиться вопросом: что же случилось? Ответ, однако, не будет сногсшибательным, если посмотреть, за счет кого произошел «взрыв рождаемости» госслужащих. Львиную долю в их приросте обеспечили федералы — 138,8 тыс. человек (на 22,1% к 2004 г.). Причем наибольший прирост — на 28,8% — выдала федеральная исполнительная власть. Куда скромнее смотрится вклад законодательной власти (+2%), а также судебной и прокуратуры (+3,8%).

Впрочем, читателей больше интересуют не данные «скопом», а конкретные адреса. Что ж, секретов тут тоже нет. Федеральная налоговая служба... сократилась на 4325 человек (до 177,4 тыс.). Учитывая темпы роста арбитражных разборок, заданных налоговиками (см. «ЭЖ»
№ 13), это выглядит дезертирством. Хотя арбитражных судей свалившийся на них объем работы из колеи не выбил — числом они приросли за год на 1209 человек. Кстати, не сильно, но поредели ряды таможенников — на 92 работника. Хотя это тот случай, когда «отряд» не заметит потери «бойцов». Больше порадовать читателей, пожалуй, нечем.

Но вернемся к вопросу: почему в прошлом году произошел резкий рост числа госслужащих? С точки зрения экономических достижений для этого причин, конечно, не видно. Но отгоним мысль, что штаты множились под разрастание госсобственности. Оставим надежду, что все это ради будущих успехов в экономике и именно ради их достижения выстраивается система госуправления. Пик же этого строительства как раз и выпал на 2005 г.: создано 16 федеральных министерств, 35 служб и 33 агентства.

И это не предел. Росстат любезно предупреждает, что не все службы и агентства до конца сформированы и укомплектованы. То есть число служащих федеральных органов власти еще подрастет, хотя и не столь вызывающе.

Однако некоторые любящие побрюзжать аналитики уже заметили, что наш госаппарат, и ранее раздутый и неэффективный, нынче вообще разбух до одного чиновника на 100 человек населения. Что тут сказать? Вам приходилось когда-нибудь вдвоем-втроем поднимать, к примеру, фонарный столб? Со стороны это выглядит, может, и уморительно, для тех же, кто пытается «отвертикалить» такую конструкцию, решаемая задача не просто крайне тяжела, но еще и опасна для здоровья и самой жизни. Словом, народу для избежания жертв надо много больше.

Между тем вертикаль власти — штука куда более высокая и массивная. Чтобы поднять и обеспечивать ее незыблемость... В конце концов, есть же поговорка «не числом, так умением» — должна бы иметься и обратная зависимость. Короче говоря, надо понаблюдать, подождать результатов. Не выйдет — будем оптимизировать. Не впервой...

Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

тысяч человек

В органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации — всего

1061,8

1092,9

1109,5

1112,1

1135,3

1163,3

1140,6

1252,3

1300,5

1318,6

1462,0

на региональном уровне — всего

1022,1

1055,0

1072,1

1076,2

1096,6

1124,3

1103,4

1214,5

1261,8

1283,0

1420,9

В федеральных органах государственной власти — всего

527,2

547,3

558,6

519,9

527,6

522,5

504,9

590,3

615,9

628,0

766,8

на федеральном уровне — всего

39,8

37,9

37,5

35,9

38,7

38,8

37,2

37,9

38,6

35,6

41,1

на региональном уровне — всего

487,4

509,4

521,1

484,0

488,9

483,7

467,6

552,5

577,3

592,4

725,6

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации — всего

534,6

417,5

400,9

206,0

190,5

192,9

192,7

206,6

218,6

220,6

230,7

В органах местного самоуправления3 — всего

-

128,1

150,1

386,3

417,2

448,0

443,0

455,4

466,0

470,0

464,5

в процентах к предыдущему году

В органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации — всего

105,7

102,9

101,5

100,2

102,1

102,5

98,0

105,04

103,8

101,4

110,9

на региональном уровне — всего

105,9

103,2

101,6

100,4

101,9

102,5

98,1

105,14

103,9

101,7

110,7

В федеральных органах государственной власти — всего

108,5

103,8

102,1

93,1

101,5

99,0

96,6

106,14

104,3

102,0

122,1

в том числе в органах: законодательной власти

109,8

106,1

105,1

78,5

126,5

113,8

101,9

107,4

98,0

97,4

102,0

исполнительной власти1

109,6

104,0

102,2

92,7

100,6

98,0

93,2

104,04

103,3

99,6

128,8

судебной власти и прокуратуры

104,5

102,6

101,3

94,6

104,2

102,1

108,7

112,6

107,8

109,3

103,8

других государственных органах

в 1,9 р.

в 2,5 р.

118,6

128,9

108,7

117,4

109,1

107,7

105,5

101,4

100,9

на федеральном уровне — всего

101,0

95,5

98,8

95,7

107,8

100,4

95,9

101,6

102,1

92,0

115,7

в том числе в органах: законодательной власти

109,8

106,1

105,1

78,5

126,5

108,4

91,1

112,7

101,3

94,4

102,0

исполнительной власти

99,9

92,3

97,4

95,1

106,7

98,1

95,2

99,8

101,8

90,0

120,4

судебной власти и прокуратуры

100

110,4

101,7

119,7

99,2

108,2

103,7

102,6

104,0

102,0

102,9

других государственных органах

в 1,9 р.

в 2,5 р.

118,6

128,9

108,7

117,4

109,1

107,7

105,5

101,4

100,9

на региональном уровне — всего

109,2

104,5

102,3

92,9

101,0

98,9

96,7

106,54

104,5

102,6

122,5

в том числе в органах: законодательной власти2

-

-

-

-

-

-

в 3,2 р.

76,8

70,3

134,6

101,5

исполнительной власти

110,5

105,1

102,6

92,6

100,1

98,0

93,0

104,44

103,4

100,3

129,3

судебной власти и прокуратуры

104,6

102,4

101,3

94,0

104,3

101,9

108,8

112,9

107,9

109,5

103,8

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации — всего

103,1

78,1

96,0

51,4

92,5

101,2

99,9

107,2

105,8

101,0

104,6

В органах местного самоуправления3 — всего

-

-

117,1

в 2,6 р.

108,0

107,4

98,9

102,8

102,3

100,9

98,8

1Информация по федеральным органам исполнительной власти приведена без МВД, МО, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, СВР, ФСБ, ФСО, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, до 2002 г. — без таможен (получили статус территориальных органов ФТС России в 2002 г.), включая Администрацию и аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, органы при Правительстве РФ, министерствах и ведомствах, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере деятельности.

2 Разработка данных о помощниках депутатов палат Федерального Собрания РФ осуществляется с 2000 г.

3 Формирование органов местного самоуправления из состава органов государственной власти субъектов РФ началось с 1996 г. в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4 Темпы роста исчислены по сопоставимому кругу органов соответствующих ветвей власти.