1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1782

Кризис заставил воровать

Среди итогов кризиса, которые подводятся во многих странах по разным позициям, отмечается серьезный всплеск воровства в магазинах самообслуживания. По этой позиции Россия в числе мировых лидеров.

За статистикой хищений внимательно наблюдают страховщики, поскольку они учитывают динамику данного показателя при определении тарифной политики. В итоге потери торговли от воровства и роста затрат на страхование оплачивают добросовестные покупатели, ведь так или иначе все затраты входят в конечную цену товаров.

Экономический кризис ухудшил материальное положение многих, увеличив число безработных и уменьшив зарплаты. Однако в той же степени снизить запросы граждане оказались не готовы. В результате, по данным X5 Retail Group, в 2009 г. только в Москве число магазинных воришек возросло по сравнению с предыдущим годом почти на 25% — с 182 000 до 240 000. У задержанных было изъято товаров на 129 млн руб. По словам представителей торговых сетей, наиболее популярными объектами воровства были дорогостоящие, но некрупные товары: элитный алкоголь, деликатесы и то, что лежит в прикассовой зоне, — шоколад, станки для бритья, презервативы. Среди задержанных — и обеспеченные люди, и пенсионеры. Только 21 000 пойманных в столице в 2009 г. за магазинным воровством граждан была сдана в милицию. Остальные задержанные расплатились за товар на месте.

График роста или снижения магазинного воровства по годам — показатель весьма информативный, по нему можно судить об улучшении или ухудшении экономического положения граждан. Подобные исследования проводятся и в других странах.

По данным международного Центра исследований ретейла (Centre for Retail Reseach — CRR), в 2009 г. совокупный ущерб от магазинных воришек для ретейловых сетей в 41 стране, участвовавшей в исследовании, составил 42,5% общих потерь в 48,9 млрд долл. (в том числе потери от усушки, утряски и т.п.). Впрочем, в США, Канаде и Австралии больше воровал персонал магазинов, чем покупатели. В США в 2009 г. клиенты «забыли» заплатить за товары «всего» сумму 15,1 млрд долл., в то время как сотрудники унесли товаров на 18,7 млрд долл.

Рост магазинного воровства в мире был самым резким с 2001 г., когда начались исследования.
В кризисный год в странах, участвовавших в международном обзоре, было поймано за руку 5,8 млн магазинных воришек, что на 500 000, или на 8,6%, больше, чем годом ранее. Как и в России, обычно в магазинах пытались украсть дорогие и некрупные вещи: косметику и парфюмерию, алкоголь, нижнее белье, дизайнерскую одежду. Кроме перечисленного воровали наборы одноразовых бритв, DVD и CD-диски, видеоигры, мелкую бытовую технику и модные аксессуары.

В целом для стран Северной Америки рост ущерба от криминала для торговых сетей возрос в 2009 г. на 8,1% по сравнению с предыдущим годом. В Латинской Америке этот показатель увеличился на 4,4%, в странах Африки на 7,7, а в странах Европы в среднем на 4,7%. Причем в европейских странах рост числа магазинных краж был неравномерным: в Финляндии он составил всего 0,8%, в Австрии вообще снизился на 2%, зато в Чехии, Прибалтике, Италии и Турции воровство возросло с 6,2 до 6,7%, а в Словакии — на 9,8%. Румыния, традиционно считающаяся наиболее страдающей от воровства страной, в исследовании не участвовала, как, впрочем, и Россия. Совокупный ущерб от мошенников для ретейловых сетей по всему миру вырос в 2009 г. на 5,9%.

Если сравнивать данные этого исследования с российскими, окажется, что хуже всего кризисный год отразился на нравах россиян. По сравнению с 25-процентным ростом числа задержанных воришек в Москве мировой показатель 9,6% выглядит благопристойнее. Но по объемам воровства лидерство за Индией. Примечательно, что на восьмом месте по этому показателю — США. Там ущерб от воровства в магазинах составляет 1,61% оборота торговых сетей, что в два раза больше, чем, например, в Китае. Средние доходы китайских граждан ниже доходов американцев примерно в 25 раз.