1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2345

Модели оптимального использования ИТ-ресурсов

Аналитические агентства и независимые эксперты в области информационных технологий предсказывают рост спроса на услуги аутсорсинга (cм. статью "Локомотив выхода из кризиса"), понимая под этим передачу внутренних ИТ-процессов на обслуживание сторонним фирмам. Однако аутсорсинг лишь частный случай оптимизации бизнеса компании, достигаемой сочетанием внутренних и внешних возможностей и ресурсов.

Согласно стандарту ISO 9001:2000 аутсорсинг — «процесс, необходимый предприятию для системы менеджмента, но выполняемый внешней стороной». По определению компании Gartner он является частным случаем сорсинга — вариативного использования внутренних и внешних деловых или ИТ-ресурсов и сервисов для достижения бизнес-целей организации. То есть сорсинг — это выбор исполнителей проектов, выполнения работ и оказания услуг для обеспечения постоянного предоставления ИТ-ресурсов и услуг, максимально соответствующих потребностям компании.

Модели

Различают несколько вариантов (моделей) сорсинга. Внутреннее обслуживание предполагает, что все ИТ-услуги потребителям предоставляет собственное ИТ-подразделение компании.

При инсорсинге в компании выделяется структурное подразделение, имеющее автономный управленческий учет и самостоятельный бюджет. Услуги оказываются на основе полуформальных контрактов, соглашений об уровне обслуживания, утвержденных тарифов услуг.

Мультисорсинг — передача внешней специализированной фирме некоторых ИТ-функций, для осуществления которых у компании отсутствуют ресурсы.

Совместное предприятие как один из вариантов сорсинга предполагает, что компания для ИТ-поддержки бизнес-процессов создает отдельную сервисную организацию, работающую параллельно с внешними поставщиками, например, технических сервисов.

Полный аутсорсинг основывается на эксклюзивном контракте с одним внешним поставщиком услуг.

Оптимальный консорциум ориентирован на крупные мультинациональные компании, чьи потребности в ИТ-услугах не может удовлетворить даже очень крупный поставщик. Поэтому один из них берет на себя роль генподрядчика консорциума.

Вариант «сервисная компания» подобен инсорсингу. Создается дочерняя структура, которая оказывает ИТ-услуги материнской компании и (или) другим фирмам. Но при необходимости могут привлекаться и внешние поставщики ИТ-услуг.

Вариант сорсинга «генеральный подрядчик» используется для получения унифицированного или глобального решения. Для этой цели компания выбирает несколько поставщиков (продуктов, проектов и услуг), объединяет их и управляет ими.

На практике использование чистой модели сорсинга встречается крайне редко, как правило, это комбинация двух вариантов или более. Для разных компонент ИТ могут применяться различные модели. Некоторые модели предполагают наличие определенного уровня зрелости в процессах управления ИТ самой организации.

Стратегия

Выбор модели (варианта) сорсинга должен осуществляться на основе его стратегии, которая является частью общей ИТ-стратегии.

Стратегия сорсинга в противоположность неупорядоченному, индивидуальному, отличающемуся от задачи к задаче подходу к выбору поставщиков услуг позволяет добиться повышения эффективности использования ИТ.

При разработке стратегии сорсинга необходимо тщательно и качественно описать все вопросы, связанные с организацией сорсинга, его модели. Для этого строят графики и диаграммы, позволяющие лучше оценить ее достоинства и недостатки.

Особое внимание следует уделить квалификации и компетенции персонала, организационной структуре и функциям ИТ-подразделения компании.

Такой подход позволит решить задачи, связанные с поиском оптимального сочетания использования внутренних ресурсов ИТ-службы и ресурсов внешних поставщиков.

В зависимости от условий бизнеса, степени динамичности компании и зрелости ее ИТ-службы существует несколько вариантов организации сорсинга.

Разработку стратегии начинают обычно с бизнес-идеи. Далее выбирают процесс управления преобразованиями бизнеса и формулируют необходимые изменения в производственных ресурсах, включая информационные системы компании. По сути это и будет разработка ИТ-стратегии и выбор необходимых проектов.

Сначала оцениваются возможности собственной ИТ-службы по реализации новых проектов. При их отсутствии или нехватке ресурсов и компетенций ИТ-специалистов рассматриваются внешние поставщики ИТ-услуг.

Таким образом, внешняя организация выполняет свою работу в соответствии с заранее разработанными требованиями на основе контрактных документов и (или) регламентов работ. Принятие решения происходит по схеме: что —> как —> кто.

При выборе аутсорсинга как модели сорсинга надо руководствоваться следующими критериями.

Желание передать в управление внешней компании заранее определенные ИТ-функции должно быть пропорционально способности ИТ-подразделения самому справиться с этой задачей.

То есть необходимо оценить потенциал своей ИТ-службы. Аутсорсинг может быть успешен, только когда внутри компании имеется достаточный уровень квалификации и понимания отдаваемых вовне технологий и услуг. Нельзя также передавать на аутсорсинг ключевые области деятельности компании и стратегическое планирование и управление ИТ.

Кроме того, внешняя компания должна предлагать услуги как минимум на 30% более экономичные и эффективные, чтобы оправдать затраты заказчика.

Аутсорсинг

Оптимизация использования собственных ресурсов на основе модели аутсорсинга позволяет компании уменьшить загруженность специалистов и руководителей оперативными функциями. И хотя аутсорсинг почти никогда не приводит к сокращению прямых расходов, он дает возможность сосредоточиться на основной деятельности предприятия. При правильной организации аутсорсинга эффект от этого может существенно превышать издержки.

Тем не менее сложность модели аутсорсинга и отсутствие статистики ее использования, неготовность компаний передавать свои активы в управление другим фирмам, кризисная неустойчивость стратегий и низкий уровень их структурирования тормозят развитие аутсорсинга.

Основной же причиной его масштабного неиспользования можно считать недостаточность законодательной базы, а также общую нестабильность, сложность доверия в долгосрочной перспективе и отсутствие страхования возникновения возможных рисков.

Комментарий эксперта

Андрей Горланов,
Исследовательская
консультационная
компания «Эвосар»

Необходимая понятийная база и терминология для определения сущности аутсорсинга в российской деловой практике пока не получили необходимого оформления в виде отраслевых стандартов и общепризнанных практик. В силу этого возникают трудности в формулировании четких определений и структурировании видов и типов деятельности, которые можно использовать для аутсорсинговых проектов.

Например, к какому виду практики целесообразно отнести широко распространенную услугу по поддержке пользователей бухгалтерской системы «1С»? Являются ли те компании, которые сопровождают ведение системы бухгалтерского учета на предприятиях, классическими аутсорсерами, а их вид деятельности (поддержка информационной системы «1С») одной из разновидностей ИТ-аутсорсинга?

Согласно одним определениям ответ может быть положительным, согласно другим — отрицательным. При этом сама компания «1С» и ее партнеры использует такие термины, как «техническая поддержка», «сервис-партнеры», «договор обслуживания», «абонентское обслуживание» и т.п.

Если формально считать такую модель взаимоотношений «аутсорсингом делового ПО», то доходы большинства внедренческих фирм нужно относить на статьи, связанные с ИТ-аутсорсингом.

Другой пример. Можно ли считать проект создания, тестирования и внедрения какого-либо заказного программного приложения с двухлетним гарантийным обслуживанием и сопровождением аутсорсинговым проектом, для которого формально выполняется условие оказания услуг на долгосрочной основе c заданными уровнями требований?

В юридическом плане понятие «аутсорсинг» близко понятиям «подряд», «возмездное оказание услуг». Понятию «внешний поставщик» («аутсорсер», «провайдер») согласно ГК РФ могут соответствовать и понятия «подрядчик», «субподрядчик», «исполнитель».

В большинстве случаев оказание аутсорсинговых услуг регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Исполнитель (аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Но при этом не раскрываются такие особенности проектов, как время проведения работ или оказания услуг, их характер, организационные принципы взаимодействия заказчика и исполнителя.

Использование единой и корректной терминологии является показателем зрелости рынка, то есть той терминологии, которая имеет отношение к аутсорсингу как к деловой практике и управленческой модели взаимоотношений, а не юридической конструкции.