1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Локомотив выхода из кризиса

В условиях кризиса одним из инструментов оптимизации затрат на информационные технологии (ИТ) для многих компаний стал аутсорсинг. Хотя рынок аутсорсинговых услуг, как и все другие, не избежал экономических трудностей, аналитики все же предсказывают ему рост.

В начале 2009 г. свыше 70% отечественных компаний — потребителей услуг аутсорсинга ощутили на себе влияние кризиса, в 40% из них были сокращены ИТ-бюджеты, на 11% уменьшилась численность ИТ-персонала.

Тем не менее многие аналитики считают, что экономические проблемы приведут в 2009—2010 гг. к росту популярности ИТ-аутсорсинга как средства для снижения расходов на информационные технологии.

По словам Сергея Македонского, генерального директора компании «ИнфоМедиа», результаты исследования, проведенного по заказу НП «АСТРА», свидетельствуют о том, что темпы роста спроса на ИТ-аутсорсинг несколько снизятся. Но данный сегмент ежегодно будет расти. Прогнозируется, что рынок ИТ-аутсорсинга в 2009 г. составит порядка 900 млн долл., а рост сектора — приблизительно 16%, что почти вдвое больше роста российского ИТ-рынка в целом.

По данным Forrester Research, мировой рынок ИТ-услуг и аутсорсинга в 2009 г. достигнет почти 500 млрд долл. и составит около 30% всех расходов на информационные технологии.

Аутсорсинг обладает множеством достоинств. И это не только возможность снизить затраты на ИТ до 60% и повысить экономическую эффективность компании в целом. Это еще и оптимизация используемых активов, повышение прозрачности бизнес-процессов и структуры затрат, капитализация затрат (формирование сервисных активов) и др.

Вместе с тем нестабильная экономическая ситуация заставляет потребителей ИТ-услуг искать новые подходы к аутсорсингу. Борьба заказчиков за максимальное снижение издержек любыми возможными способами, несомненно, ставит аутсорсеров в сложное положение. Сомнительно, что за меньшие деньги они предоставят сервис лучшего качества. Стремление к экономии усложнит взаимоотношения и отразится на уровне удовлетворенности.

По мнению Алексея Алехина, исполнительного директора НП «АСТРА», примерно тот же эффект, что и аутсорсинг, позволяет получить инсорсинг. Однако его использование, хотя и при меньшем конфликте интересов «заказчик — исполнитель», приводит к более замедленным темпам процесса. Поэтому для развития аутсорсинга как эффективного бизнес-инструмента необходим диалог между заказчиками и поставщиками ИТ-услуг.

Среди всех факторов, тормозящих развитие российского рынка ИТ-аутсорсинга, лидирующие позиции занимают незрелость (32,5%) и непрозрачность (22,5%) самого рынка, а также отсутствие стандартов (17,5%) и низкий уровень подготовки (15%) руководства компаний заказчика. Это дополнительный аргумент для проведения диалога.

Нельзя игнорировать имеющиеся риски аутсорсинга, хотя в большинстве случаев они управляемы.

Так, риск потери контроля при передаче ИТ или какой-либо их части в аутсорсинг можно минимизировать надлежащим выбором модели сорсинга, выбором аутсорсера, грамотной проработкой договора на оказание услуг.

Риски остановки сервисов минимизируются выбором модели сорсинга и компании аутсорсера, а также страхованием и технологическим мониторингом.

Снижение или ликвидация рисков ухудшения (потери) качества требуют индивидуального подхода к каждому риску. Риски же расчетов минимизируются предварительным построением сервисной модели.

Несмотря на кризис, рынок ИТ-аутсорсинга в России объективно продолжает расти. Уже в 2010 г. будет преодолен знаковый для российского рынка рубеж в 1 млрд долл., что позволит этому сектору стать локомотивом выхода из кризиса всей ИТ-индустрии России. В случае развития культуры его использования в России этот инструмент может быть эффективен не только для отдельной компании, но и для всей страны за счет повышения внутреннего валового продукта и интеграции в глобальный сервисный рынок.

Крупнейшие заказчики ИТ-аутсорсинга, %

Промышленность и строительство

22,6

Банки, страхование, лизинг

16,4

ИТ, телеком

15,7

Энергетика

13,8

Нефтегазовая промышленность

8,2

Потребительский рынок

7,5

Госорганы

4,4

Торговля

4,4

Транспорт

2,5

Медицина, фармацевтика

1,9

СМИ

1,3

Прочее

1,3

Справка

Сорсинг — инструмент менеджмента, повышающий эффективность и маневренность управления за счет трансформации части бизнес-процессов предприятия и используемых ими активов в промежуточные коммерческие продукты с устойчивыми характеристиками, предоставляемыми внутренними или внешними провайдерами.