За тарифы госмонополий заплатит промышленность

| статьи | печать

Решение об ускоренном повышении тарифов естественных монополий правительство приняло около трех лет назад, но пагубность его последствий для обрабатывающей промышленности стала особенно остро ощущаться в условиях кризиса. Выходом могут стать отмена принципа равной доходности цен внутреннего и внешнего рынка и долговое финансирование госкомпаний.

На общем фоне снижения инфляции цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки продолжают расти галопирующими темпами, которые усиливаются в нынешнем году. Если не сдерживать тарифы госмонополий, считают эксперты «Деловой России», которые провели специальное исследование на эту тему, то российский бизнес может в значительной мере утратить конкурентоспособность. В результате отечественные предприниматели серьезно ухудшат позиции на внутреннем и международном рынке.

Сегодня цены на газ по всему миру упали с пиковых значений 2008 г. в 1,8—3,2 раза. В России же они стабильно растут: за последние пять лет для внутренних потребителей увеличились в 2,3 раза. Причем прошлый год не стал исключением. Поэтому внутренний тариф на газ в России — один из наиболее высоких в странах, являющихся экспортерами газа.

«Газпром» постепенно реализует принцип равной доходности поставок на внешний и внутренний рынок. В соответствии с ним внутренний тариф на газ в России привязывается к внешнеторговой цене на голубое топливо для европейских потребителей (за вычетом экспортной пошлины и стоимости транзита). Она, в свою очередь, зависит от мировых цен на нефть.

Переход на принцип равной доходности, по мнению делороссов, несет серьезную угрозу интересам отечественной промышленности, так как предполагает дальнейший рост внутренней цены. При этом внутренние потребители попадают в прямую зависимость от мировой цены на нефть. Например, рост цены на нефть марки Urals до 120 долл. за баррель приведет к тому, что внутренний тариф на газ согласно методу равной доходности поставок превысит уровень 2009 г. более чем в пять раз!

Не лучше положение и в электроэнергетике. Из-за глобального экономического кризиса цены на электроэнергию упали по всему миру, однако оптовые цены в России, наоборот, резко сократили отставание от тарифов в зарубежных странах.

Текущие планы Федеральной службы по тарифам (ФСТ), «Газпрома» и энергетических компаний могут привести к увеличению конечного тарифа на электроэнергию для потребителей к 2015 г. на 144% по сравнению с уровнем 2008 г. Наибольший вклад в увеличение тарифа на электроэнергию даст цена на газ (67 из 144%), а также оплата услуг распределительных сетевых компаний (МРСК) и Федеральной сетевой компании (ФСК) — 57% общего увеличения цены.

Еще одним дополнительным барьером для развития бизнеса стала плата за технологическое присоединение к электросетям. В ряде регионов она достигает трети стоимости строительства новой электростанции, а в Москве значительно превышает ее. Кроме того, плата за присоединение — уникальный механизм перераспределения стоимости, при котором активы, фактически оплаченные одним лицом (потребителем), оформляются в собственность другого лица (электросетевой компании).

Цена электроэнергии в нашей стране, уверены независимые аналитики, уже достаточно высока, чтобы обеспечить стимулы к увеличению энергоэффективности на предприятиях и внедрению энергосберегающих технологий. Дальнейший неограниченный рост цен на электроэнергию помимо повышения нагрузки на промышленные компании снизит стимулы к сокращению издержек и применению современных технологий сжигания топлива на самих электроэнергетических предприятиях.

Тарифы на услуги РЖД растут скромнее, чем цены на газ и электроэнергию. Вместе с тем средний тариф из расчета 1 т-км грузового оборота приближается к уровню зарубежных стран, что в перспективе может привести к потере конкурентоспособности российских товаров, особенно при экспортных поставках.

Объективных предпосылок для использования принципа равной доходности цен госмонополий на внутреннем и внешнем рынке не существует, подчеркивает руководитель департамента ФБК Игорь Николаев. Цены на товары и услуги, которые входят в структуру себестоимости их продукции, не зависят от внешнего рынка. Единственным оправданием внедрения этого принципа в ценообразование являются обязательства, которые Россия берет перед вступлением в ВТО. Но пока они лишь озвучены в самых общих чертах и публично не представлены ни общественности, ни экспертному сообществу.

Процедуры увеличения цен госмонополий проходят по давно известному правилу — например, при реальной инфляции 10% они просят повысить тарифы на 30%, а ФСТ разрешает поднять планку на 20%. В результате, замечает И. Николаев, обе стороны довольны собой, а за повышение цен платят потребители — обрабатывающая промышленность и граждане.

«Деловая Россия» предлагает для сдерживания роста тарифов естественных монополий отказаться от принципа равной доходности и перейти от ежегодной индексации к долгосрочным контрактам на поставку продукции и оказание услуг госкомпаниями.

Важно обеспечить развитие конкуренции в газовой отрасли, которая создаст стимулы для наращивания добычи независимыми производителями. Это позволит «Газпрому» сократить собственные инвестиции в добычу. Кроме того, необходимо гарантировать равный доступ независимых производителей к Единой газотранспортной системе и перейти от слов к делу в развитии биржевой торговли голубым топливом.

Практически для всех госмонополий возможно увеличение долговой нагрузки с целью получения средств, необходимых для инвестиций в развитие бизнеса. Пока же госкомпании предпочитают в основном добывать деньги для долгосрочных инвестиций за счет увеличения тарифов. На крайний случай они стараются «вышибить» средства из госбюджета. Но практически это означает получение денег все из того же источника — кармана потребителя.

Рост тарифов естественных монополий в период экономического кризиса, %

2009 г.

2010 г.

Тариф на газ (среднегодовая цена)

15,8

26,6

Средняя цена на электроэнергию*

21,5

12,5—14,0

Тариф РЖД

8,0

12,4

Инфляция

8,8

8,0

* Включая цену на свободном рынке.

Источники: Минэкономразвития РОССИИ, ФСТ, «Деловая Россия»

Меры по сдерживанию тарифов естественных монополий

Газ

Электроэнергия

РЖД

Увеличение долгового финансирования
Потенциальный эффект на тариф — 167%

Увеличение долгового финансирования
Потенциальный эффект на тариф — 59%

Увеличение долгового финансирования
Потенциальный эффект на тариф — 19%

Отказ от принципа равной доходности поставок
Потенциальный эффект на тариф — 100—300% (ежегодно)

Сокращение ввода новых генерирующих мощностей на 30%
Потенциальный эффект на тариф — 12% (ежегодно)

Привлечение нового акционерного капитала Потенциальный эффект на тариф — 47%

Источники: «Деловая Россия», компания «Атон»