1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1015

Адрес: «Де-юре» и «Де-факто»

У большинства организаций адрес, который указан в учредительных документах (так называемый юридический), не совпадает с фактическим местом нахождения. В этой статье мы рассмотрим, какие «подводные камни» имеются в этой ситуации.

Строгие меры налоговиков

В сентябре прошлого года ФНС опубликовало обзорное Письмо, в котором призвало нижестоящие налоговые инспекции применять в качестве меры ответственности за нарушения организациями законодательства о государственной регистрации дисквалификацию руководителей (Письмо ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/76Ш).

В первой части этого документа дано определение дисквалификации со ссылкой на ст. 3.11 КоАП РФ.

Дисквалификация это лишение лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления организации, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению организацией.

Дисквалификация выражается в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом с внесением в его трудовую книжку записи о том, какие должности он не имеет права занимать. Отметим, что это может коснуться не только руководителя, но и других должностных лиц, которые наделены полномочиями по управлению организацией. Налоговики подчеркнули, что суд лишает должностное лицо права заниматься не предпринимательской деятельностью в целом, а лишь ее видом. Этот запрет распространяется на виды деятельности, для которых нужны определенные навыки, позволяющие принимать решения и совершать конкретные действия.

На сегодняшний день область применения дисквалификации ограничена шестью статьями КоАП РФ, которые содержат девять составов административных правонарушений. Одним из них является представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих «заведомо ложные сведения», если такое действие не содержит уголовного деяния (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Представление таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет. Такова позиция ФНС.

Об изменении адреса постоянно действующего исполнительного органа фирма обязана сообщить в налоговые органы в течение трех дней (п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если она этого не сделает или сделает с опозданием, то должностному лицу грозит штраф за непредставление или представление неверных сведений. В части 3 ст. 14.25 КоАП РФ говорится, что за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений об организации в налоговый орган может применяться наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на руководителя в размере 50 МРОТ. Под недостоверными сведениями в данном случае понимаются неточности, искажения в содержании представленных для госрегистрации документов. Представление недостоверных сведений характеризуется отсутствием умысла лица в предоставлении такой информации. Это обусловливает меньшее наказание по сравнению с санкцией, которая предусмотрена в ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

При обнаружении правонарушения должностные лица налоговых органов обязаны составить протокол и направить его для рассмотрения в суд. Перечень должностных лиц, которые вправе составлять протоколы, утвержден Приказом ФНС России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354®.

К сведению!

Дела об административных правонарушениях подобного рода рассматриваются мировыми судьями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

За ложные сведения руководители организаций могут быть привлечены и к уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступает тогда, когда получен доход в крупном размере или причинен крупный ущерб.

Если деяние причинило ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то должностное лицо наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. Могут быть применены более жесткие меры наказания, вплоть до ареста на срок от четырех до шести месяцев (п. 1 ст. 171 УК РФ).

Если был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то это грозит штрафом в размере до 500 000 руб. или применяется наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет (п. 2 ст. 171 УК РФ).

Одними из первых на практике применили положения ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ налоговые органы г. Москвы и Ростовской области. И эти «показательные процессы» налоговики не преминули включить в свое обзорное Письмо.

1. Мировым судьей г. Москвы было рассмотрено дело в отношении гражданина Сафронова. В течение 2005 года он как руководитель различных юридических лиц неоднократно привлекался регистрирующим органом г. Москвы к административной ответственности в порядке ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации. Для устранения нарушений ему был предоставлен установленный ч. 2 ст. 29.12 КоАП РФ месячный срок. По его истечении сотрудники налоговой инспекции на основании ст. 25 Закона № 129-ФЗ выехали по указанному в заявлении о государственной регистрации адресу места нахождения юридического лица. Однако фактически компании там не оказалось. Гражданин Сафронов дал объяснения, в которых указал, что сведения в заявлениях, представляемых при государственной регистрации, вносились не им лично, а третьими лицами, вклад в уставный капитал как учредитель он не вносил. Инспекторами МИФНС России № 46 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела мировым судьей было вынесено постановление о дисквалификации гражданина Саф-ронова на два года.

2. Мировым судьей Ростовской области вопрос о дисквалификации должностного лица за нарушение законодательства о государственной регистрации также был решен положительно.

Налоговыми органами дважды составлялись протоколы об административном правонарушении по основанию, предусмотренному в ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении гражданина Лазарева. Будучи руководителем организации, он представил заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об организации. Но в учредительные документы организации эти сведения внесены не были. К указанному заявлению прилагался приказ о вступлении Лазарева в должность руководителя. Однако впоследствии выяснилось, что на тот момент он утратил статус руководителя организации. В итоге было принято решение, что гражданином Лазаревым в налоговую инспекцию представлены для государственной регистрации «заведомо ложные сведения», то есть совершено административное правонарушение. В августе 2005 года мировым судьей вынесено постановление о дисквалификации Лазарева на один год.

Все имеет свои причины

Разложив по полочкам Письмо ФНС РФ, невольно задаешься вопросом: что же заставило налоговиков его выпустить? Ведь раньше эта проблема мало кого интересовала. Практически все организации имеют два адреса, но при этом спокойно существуют, отчитываются в налоговую инспекцию и платят налоги.

Федеральная налоговая служба по этому поводу говорит, что проведение работы, связанной с жестким наказанием за нарушение государственной регистрации, имеет целью сформировать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных организаций при государственной регистрации.

На основании имеющихся в налоговых органах сведений о дисквалификации должностных лиц организаций в ЕГРЮЛ осуществляется внесение записи о том, что единоличный постоянно действующий исполнительный орган юридического лица дисквалифицирован. В выписке из госреестра будут содержаться не только сведения об указанном факте, но и о дате вынесения соответствующего постановления суда, сроке дисквалификации руководителя организации.

По мнению налоговиков, этот процесс будет способствовать прозрачности экономических отношений, а также снизит риски участников гражданского оборота.

Чиновники Минфина в данной ситуации солидарны с налоговиками (Письмо Минфина России от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212), что неудивительно. Но на этот раз Минфин России более лоялен к налогоплательщикам.

Свое разъяснение специалисты главного финансового ведомства страны начали с того, что местом нахождения юридического лица считается место нахождения его исполнительного органа (п. 2 ст. 54 ГК РФ и подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Место нахождения организации указывается в учредительных документах фирмы (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Минфин, так же как и ФНС, заостряет внимание на п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в котором говорится, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством РФ (согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ). Заметим, что это единственная мера наказания, которую рассматривает Минфин.

Что же из этого следует?

За консультацией мы обратились к директору ООО «ЮВК Аудит» Юрию Кольцову: «В Москве подавляющее число коммерческих организаций осуществляет свою деятельность не по тому адресу, который указан в их учредительных документах как юридический. Адреса аренды офисных и производственных помещений меняются у некоторых организаций несколько раз в год. Если следовать рекомендациям, указанным в Письме № 03-02-07/1-212, то налоговые органы будут просто завалены работой по снятию с учета и постановке организаций, меняющих место своей хозяйственной деятельности. Видимо, у налоговых органов много не занятых работой сотрудников.

Помимо сомнительности предложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России с точки зрения здравого смысла оно сомнительно еще и с точки зрения законодательства. Ссылаясь на подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Департамент по только ему известным причинам не дочитывает этот подпункт до конца. Из полного текста следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержится в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. То есть речь идет об адресе, по которому осуществляется связь с постоянно действующим исполнительным органом юридического лица, а не сама хозяйственная деятельность юридического лица. Таким образом, место, где осуществляет свою деятельность постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, и место (адрес), по которому осуществляется его связь с третьими лицами, могут не совпадать. При этом ГК РФ и указанный Закон № 129-ФЗ не содержат запрета юридическим лицам иметь самостоятельный юридический адрес и адрес, по которому располагается исполнительный орган юридического лица и осуществляется его хозяйственная деятельность.

Если бы у юридических лиц была законная обязанность регистрироваться по каждому месту, где оно осуществляет свою деятельность, то Минфин уже давно этого потребовал бы в законном порядке, а не «спускал» директивы по дисциплинарному воздействию на должностных лиц территориальных налоговых органов».

Однако стоит отметить, что в противовес этой точке зрения фискалы могут указать на п. 2 ст. 3 ГК РФ. В этом пункте говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В нашем же случае получается, что понятие «место нахождения» организации, указанное в ГК РФ, не соответствует понятию, которое дает Закон № 129-ФЗ. А руководствоваться следует в первую очередь ГК РФ.

Выход есть!

В заключение своего Письма от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212 Минфин России указал, что если юридическое лицо осуществляет свою деятельность не по тому адресу, который был указан при регистрации как место нахождения (юридический адрес), то ему необходимо внести изменения в свои учредительные документы с целью указания в них достоверной информации.

К сведению!

Постановка на учет организации в налоговом органе \ по новому месту нахождения осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по \ прежнему месту нахождения (п. 4 ст. 84 НК РФ).

После внесения изменений в учредительные документы необходимо представить в налоговый орган заявление о государственной регистрации изменений, решение о внесении изменений и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Порядок перевода из одной инспекции в другую изложен в Методических указаниях, утвержденных Приказом ФНС России от 20.12.2004 № САЖ-3-09/165®.

Обратите внимание!

Организации следует согласовать акт сверки расче тов с бюджетом и внебюджетными фондами. Если фирма этого не сделает, то налоговики оформят такое согласование в одностороннем порядке.

Изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 84 НК РФ). Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), используется выписка из ЕГРЮЛ, содержащая запись об изменении места нахождения юридического лица.

Постановка на учет организации в ИФНС по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения. ИНН при изменении места нахождения организации не изменяется. Свидетельство о постановке на учет, ранее выданное организации, признается недействительным, причем в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.

К сведению!

Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на web-сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ в соответствии с положениями Приказа МНС России от 05.04.2004 № САЭ-3-27/265© «О введении в действие интернет-сайтов территориальных органов на базе еди ного централизованного программно-технического комплекса».

После того как зафиксирован факт снятия с учета организации, налоговая инспекция направляет по почте уведомление о снятии с учета по форме, утвержденной Приказом МНС России № 178, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. Учетное дело организации, содержащее все документы, которые послужили основанием снятия с учета и постановки на учет, пересылается в ИФНС по новому месту нахождения организации.

Организация должна написать заявление о постановке на учет в новом налоговом органе. ИФНС по новому месту нахождения организации направляет по почте Свидетельство о постановке на учет по форме № 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России № 178, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки. При этом в Свидетельстве о постановке на учет сведения о госрегистрации, например дата внесения записи в ЕГРЮЛ, серия и номер свидетельства, заполняются в соответствии со Свидетельством по форме Р51001 или Р57001, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. ИНН, КПП, дата постановки на учет включаются в Единый реестр не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет.

Постановка организации на учет по новому месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, который следует за днем получения выписки из ЕГРЮЛ. В этой выписке должна содержаться информация, связанная с изменением места нахождения организации. Должна осуществляться выгрузка из ЕГРН из инспекции по прежнему месту нахождения организации. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения признается дата внесения записи изменений по юридическому лицу, которая затем указывается в Свидетельстве о постановке на учет. Налоговая инспекция по новому месту нахождения не позднее рабочего дня, следующего за днем получения учетного дела, направляет в бывшую инспекцию уведомление о получении учетного дела.

Не исключено, что в связи с перерегистрацией фирмы налоговики попытаются привлечь руководителя организации к ответственности, о которой говорится в Письме ФНС России № ЧД-б-09-71®. Но если фирма сама сообщила об изменениях, то применить дисквалификацию налоговики не смогут, так как это не будет считаться заведомо ложной информацией. Единственное, что могут сделать налоговые органы, это наложить штраф за несвоевременное представление изменений в размере 5000 руб. (50 МРОТ).

Предлагаем еще один вариант избежания дисквалификации руководителя, на наш взгляд, более простой — это постановка на учет обособленного подразделения по фактическому месту нахождения организации. К тому же, по мнению налоговиков, ведение организацией деятельности вне места ее государственной регистрации приводит к образованию обособленного подразделения.

Для регистрации необходимо представить в ИФНС заявление (по форме, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178), с приложением документов, подтверждающих создание подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ). Это может быть положение об обособленном подразделении или приказ о его создании.

Нужно помнить, что зарегистрировать подразделение следует в течение месяца со дня его создания (то есть в течение месяца с момента переезда на фактический адрес). Иначе организации грозит штраф в размере 5000 руб. (ст. 116 НК РФ). Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). К тому же к ответственности могут привлечь и руководителя (в соответствии с п. 15.3 КоАП РФ оштрафовать на 20—30 МРОТ). А вот дисквалифицировать его налоговые органы не смогут. Ведь привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение не допускается (п. 1 ст. 50 Конституции РФ, п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).