1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 9008

Кто платит за сброс загрязняющих веществ?

В собственности организации — земельный участок и расположенное на нем здание с прилегающей к нему асфальтированной площадкой. Вид деятельности — сдача в аренду помещений здания под склады. Никаких производств, в том числе потребляющих воду, а также автомобилей у организации нет. Образуются ли при осуществлении этой деятельности выбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты? Надо ли перечислять плату за выброс загрязняющих веществ в поверхностные водные ресурсы (дождевые и талые стоки)?

Вопрос с сайта www.eg-online.ru

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяются Законом об охране окружающей среды и иными федеральными законами.

Загрязняющие вещества, образовавшиеся в ходе хозяйственной деятельности, могут сбрасываться в водные объекты одновременно с отведением поверхностных стоков, образовавшихся после обычных атмосферных явлений (снега, дождя) или полива (мокрой уборки асфальтированных и бетонных покрытий). Обязанность вносить плату за негативное воздействие возникает в зависимости от способа отведения стоков — в ливневую канализацию или на рельеф местности.

Стоки в ливневую канализацию отводит водоканал на основании соответствующего договора. В этом случае обязанности по внесению платы за негативное воздействие у общества не возникает, поскольку непосредственный сброс сточных вод в водные объекты производит водоканал. При отсутствии ливневой канализации (неподключения к ней) стоки отводятся на рельеф местности (овраги, кюветы), что приводит к неорганизованному сбросу загрязняющих веществ в водные объекты и влечет обязанность по внесению платы. Но при этом учитываются многие факторы.

Справка

Под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

Природопользователь

Плату за неорганизованный сброс вносят природопользователи, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду. К ним по ст. 1 Закона об охране окружающей среды относятся хозяйствующие субъекты, использующие природную среду, которая включает совокупность компонентов природной среды (в том числе землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух), природных объектов и природно-антропогенных объектов. Использование организацией в хозяйственной деятельности земельного участка позволяет отнести ее к природопользователям.

В настоящее время плата за неорганизованный сброс законодательно не определена. Поэтому следует руководствоваться Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологией России 29.12.98 (далее — Методические указания). По заключению Минюста России этот документ не нуждается в госрегистрации и носит рекомендательный характер. Вместе с тем ВАС РФ признает правомерным использование органами Ростехнадзора Методических указаний при определении размера платы за сброс загрязняющих веществ, если невозможно определить их фактический сброс (Определение от 16.12.2008 № 15973/08).

Вид использования земельного участка

  • Размер платы за неорганизованный сброс определяется в зависимости от функционального использования земельного участка. Методические указания выделяют четыре вида территории природопользователя:
  • промышленно-урбанизированные территории;
  • сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками);
  • эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения;
  • площади рубок леса главного пользования.

Справка

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344, в 2003 г. и в 2005 г. применяются в 2010 г. с коэффициентом соответственно 1,79 и 1,46.

В пункте 3.1 Методических указаний приведен открытый перечень промышленно-урбанизированных территорий, к которым относятся земли, занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями. Такая формулировка нормы позволяет к указанным организациям отнести также те, которые осуществляют деятельность по сдаче в аренду складских помещений в здании, расположенном на земельном участке, поскольку они являются несельскохозяйственными, а значит, обязаны платить за неорганизованный сброс веществ.

Вместе с тем есть нюанс, который ставит под сомнение возникновение у таких организаций обязанности по внесению платы за неорганизованный сброс.

Плата за негативное воздействие осуществляется природопользователями, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Платежи дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Это позиция Конституционного суда РФ (Определение от 10.12.2002 № 284-О).

Сдача в аренду складских помещений не признается природопользованием, поэтому организации-арендодатели не относятся к природопользователям, даже если являются собственниками промышленно-урбанизированной территории (земельного участка).

В этом случае плательщиками за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты являются фактические пользователи земельного участка, то есть арендаторы складских помещений, поскольку аренда помещений предполагает одновременно право пользования земельным участком (ст. 652 ГК РФ).

Однако обязанность по внесению платы за неорганизованный сброс может быть возложена на арендодателя, если в договоре аренды стороны определили такой порядок. Если договор аренды не содержит такого указания, все претензии по неуплате за неорганизованный сброс органы Ростехнадзора должны предъявлять арендаторам складских помещений — непосредственным загрязнителям окружающей среды.

Ответственность

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которой относится и неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Куда обращаться

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в 2010 г. территориальные органы Ростехнадзора сохраняют статус администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду и продолжают осуществлять функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты сумм платы, а также взысканию задолженности по плате в бюджет (в том числе в судебном порядке). Следовательно, для получения информации о порядке и размерах платы за неорганизованный сброс необходимо обратиться в территориальные органы Ростехнадзора, расположенные в соответствующем муниципальном образовании.

Справочно

Московское управление Ростехнадзора расположено по адресу: г. Москва, ул. Красина, д. 27 строение 1.

Тел. приемной руководителя (495) 254-1055, тел. канцелярии (495) 254-0477, тел. общественной приемной (499) 766-2135, факс (495) 254-1013.