Пособия-2010: о главном для «спецрежимников»

| статьи | печать

С 2010 г. изменился порядок исчисления социальных пособий работникам, а для работодателей, применяющих специальные режимы налогообложения, и порядок финансирования за счет средств ФСС России.

С 2011 г. «упрощенцы» и плательщики ЕНВД в этом плане ничем не будут отличаться от обычных работодателей. Но в 2010 г. законодатели предусмотрели для них льготный порядок уплаты взносов при обычном порядке выплаты пособий (для плательщиков ЕСХН льготный порядок продлен на несколько лет). Как это будет происходить на практике?

Сразу отметим, что данная статья не имеет всеобъемлющий характер. Ее цель — обратить внимание работодателей, применяющих спецрежимы, на некоторые основные моменты, касающиеся обеспечения пособиями работников.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», далее — Закон № 165-ФЗ).

Обязательное социальное страхование в России по сути страховых рисков и одновременно по источникам выплат можно разделить на четыре основных вида — пенсионное (пенсии), медицинское (возмещение расходов на медицинское обслуживание), связанное с занятостью населения (пособия по безработице) и собственно социальное (другие виды пособий). Соответственно страховое обеспечение по ним осуществляется из средств Пенсионного фонда РФ, Федерального и территориального фондов медицинского страхования, федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. В данной статье мы рассмотрим вопросы, связанные с последним упомянутым видом обязательного страхования, который курируется ФСС России. А именно с государственными пособиями, выплачиваемыми по месту работы.

Обязательное социальное страхование в России пока находится в стадии становления. Подтверждением тому, в частности, является глобальная реформа в данной сфере, которая повлекла внесение множества изменений в более чем восьми десятках федеральных законов и повлечет изменения в десятках (если не сотнях) подзаконных актов, принятие множества новых документов. Напомним, что является главным в реформе: замена ЕСН на отдельные взносы в Пенсионный фонд, в ФСС России, в фонды медицинского страхования. Налоговые органы не будут иметь к взносам никакого отношения; взносы в конце концов придется платить «спецрежимникам» и некоторым другим льготным категориям работодателей (сейчас они освобождены от ЕСН). В ядре реформы два документа — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» (далее — Закон № 213-ФЗ).

Какие пособия соцстраха выплачиваются по месту работы

Исходя из законодательства 2009 г. сразу на данный вопрос ответить было весьма затруднительно. Нужно было внимательно просмотреть несколько законов.

Так, в ст. 8 Закона № 165-ФЗ перечислены все виды страхового обеспечения по отдельным видам обязательного социального страхования. До 2010 г. там были указаны, в частности:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

— пособие по беременности и родам;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— социальное пособие на погребение;

— пособие на санаторно-курортное лечение;

— оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Два последних вида обеспечения изъяты из перечня ст. 8 Закона № 165-ФЗ с 2010 г.

Если посмотреть в расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ, утвержденная постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111), становится ясно, что вышеперечисленные пособия выплачивались по месту работы и относятся в расходы на цели обязательного страхования. В расходной части формы 4-ФСС РФ отражается также выплачиваемая за счет средств ФСС России компенсация в размере оплаты дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.

При этом до 2010 г. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон № 255-ФЗ) регулировалась выплата пособий, указанных в его названии. По указанию правительства по правилам данного закона также выплачивалось и пособие по уходу за ребенком. Все другие соцстраховские пособия стояли как-то особняком.

С 2010 г. Закон № 255-ФЗ имеет другое название «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Согласно новой ст. 1.4 видами страхового обеспечения, подпадающими под регулирование данного закона, являются:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— социальное пособие на погребение.

При этом указано, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения определяются Законом № 255-ФЗ, Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ), Федеральным законом от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон № 8-ФЗ). Собственно говоря, перечисленные в ст. 1.4 пособия и являются расходами ФСС России. Все остальные будут финансироваться за счет трансферт из федерального бюджета.

В целях приведения в соответствие с новой редакцией Закона № 255-ФЗ были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 и утвержденное им Положение (далее — Положение № 375). Оно теперь называется «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Отметим, что общий порядок расчета в Положении № 375 повторяет соответствующие нормы из Закона № 255-ФЗ. Однако особенности все-таки есть, например порядок определения расчетного периода и расчета среднего заработка в ситуации, когда перед наступлением страхового случая не было периода работы.

Обратите внимание, что применяемая в 2009 г. форма 4-ФСС РФ безнадежно устарела. В первые месяцы 2010 г. ФСС России утвердит новую форму расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ.

Изменение в финансировании выплаты пособий

Напомним, что основным источником средств ФСС России для выплаты пособий до конца 2009 г. были суммы ЕСН. При этом работодатели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивали «соцстраховскую» долю налога за вычетом сумм выплаченных ими работникам пособий (п. 2 ст. 243 НК РФ).

Все работодатели-«спецрежимники» были освобождены от уплаты ЕСН и должны были уплачивать только пенсионные взносы. В то же время их работники, работающие по трудовым договорам, автоматически признавались застрахованными в ФСС России и имели право на получение государственных пособий (п. 2 ст. 6 Закона № 165-ФЗ).

Напомним, что в 2009 г. работодатели-«спецрежимники» при выплате пособий работникам руководствовались Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее — Закон № 190-ФЗ). Согласно этому закону выплата всех пособий, за исключением одного — пособия по временной нетрудоспособности, осуществлялась полностью за счет средств ФСС России.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивалось:

— за счет средств ФСС России — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ;

— за счет средств работодателей — в части суммы превышения (ст. 2 Закона № 190-ФЗ).

При этом если «спецрежимник» вступал с ФСС России в отношения по добровольной уплате страховых взносов и начинал их уплачивать, то выплата больничных осуществлялась полностью за счет средств ФСС России (ст. 3 Закона № 190-ФЗ).

В 2010 г. «спецрежимники» будут уплачивать страховые взносы только в Пенсионный фонд РФ (плательщики ЕНВД и «упрощенцы» — в размере 14%, плательщики ЕСХН — в размере 10,3%). Для взносов в ФСС России, в фонды медицинского страхования установлены нулевые ставки (п. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ, письмо ФСС России от 22.09.2009 № 02-18/07-8866 «О некоторых вопросах, связанных с внесением изменений в отдельные законодательные акты»). В то же время на 2010 г. п. 14 ст. 37 Закона № 213-ФЗ предусмотрено выделение указанным работодателям средств ФСС России, несмотря на нулевую ставку взносов.

С 1 января 2010 г. Закон № 190-ФЗ утратил силу (п. 6 ст. 36 Закона № 213-ФЗ). В этой связи работникам, занятым у работодателей-«спецрежимников», в 2010 г. все пособия по обязательному социальному страхованию будут выплачиваться в общем порядке. Так, пособие по временной нетрудоспособности — в полном объеме за счет средств фонда, за исключением случаев, когда первые два дня подлежат оплате за счет средств работодателя.

В 2010 г. сохраняется действовавший в 2009 г. механизм отчислений в фонд от ЕНВД, ЕСХН, единого налога при УСН (положение подп. «б» п. 10 ст. 18 Закона № 213-ФЗ, которым предусмотрено упразднение указанных отчислений, вступает в силу лишь с 1 января 2011 г.) (письмо ФСС России от 22.09.2009 № 02-18/07-8866).

Проблема с нулевой ставкой

Норма подп. 2 п. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ (которой введены льготные тарифы для некоторых категорий плательщиков взносов, включая плательщиков ЕНВД и «упрощенцев») составлена весьма небрежно. В результате имеется реальная опасность, что многие «вмененщики» и «упрощенцы» будут лишены права на применение льготных тарифов и им придется уплачивать все взносы полностью (в том числе и в ФСС России).

Дело в том, что в норме через запятую перечисляются различные категории плательщиков взносов. Если норму подп. 2 п. 2 ст. 57 читать формально (буквально), то получается, что любые плательщики взносов, перечисленные в данной норме, не имеют права на применение в 2010 г. пониженных тарифов, если они заняты производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Такой перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 762. Из него, в частности, следует, что пониженные тарифы не смогут применять большинство продуктовых магазинов (они реализуют красную икру и красную рыбу) и большинство автосервисов (они реализуют клиентам автомобильные шины).

Но, на наш взгляд, в нормах Закона № 212-ФЗ по данному вопросу наблюдается явное противоречие. Ведь непосредственно в подп. 2 п. 2 ст. 57, а также в подп. 4 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ прямо указано, что Правительство РФ утверждает данный перечень товаров по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Следовательно, именно в отношении специализированных организаций инвалидов и их дочерних предприятий (упомянутых в указанных нормах) он и должен применяться, как это было раньше в случае со льготами по ЕСН. В противном случае другие перечисленные в п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ категории плательщиков взносов (плательщики ЕНВД, налогоплательщики, применяющие УСН, резиденты технико-внедренческой ОЭЗ) становятся заложниками действий (или бездействия) общероссийских общественных организаций инвалидов.

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

Главное, что не изменилось

Выплата пособия по временной нетрудоспособности (или по больничным) работникам со стороны любого работодателя гарантирована ст. 183 ТК РФ. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями установлены Законом № 255-ФЗ. Размер пособия определяется по правилам ст. 7 Закона № 255-ФЗ. Он зависит от страхового стажа работы. В частности, при болезни или травме работника, при уходе за больным членом семьи (старше 15 лет) и за первые 10 дней ухода за ребенком при их амбулаторном лечении, а также при стационарном лечении ребенка: 100% среднего заработка — при стаже 8 и более лет; 80% — при стаже от 5 до 8 лет; 60% — при стаже до 5 лет (а также в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после увольнения). За последующие дни (свыше 10 дней) ухода за ребенком при его амбулаторном лечении — в размере 50% среднего заработка независимо от стажа. Пособия выплачиваются не только по месту основной работы, но и по местам совместительства. Однако на каждом месте рассчитанный размер пособия не может превышать его установленный максимальный размер (с 2010 г. лимитируется средний заработок, что, в общем-то, сути не меняет).

Пособие по беременности и родам выплачивается за время нахождения работницы в отпуске по беременности и родам, который составляет 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов (ст. 255 ТК РФ). Установлено пособие ст. 3 и 6 Закона № 81-ФЗ. Выплата застрахованной женщине осуществляется суммарно за весь период отпуска. Бывшие работницы тоже могут получить пособие, но только если отпуск наступил не позднее месячного срока после увольнения и только в случаях, перечисленных в п. 10 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 (далее — Положение № 865). Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, то у работницы есть право выбора одного из двух видов пособий (ст. 10 Закона № 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, но без превышения максимального размера пособия (с 2010 г. — без превышения лимита для среднего заработка) (ст. 11 Закона № 255-ФЗ).

При страховом стаже менее шести месяцев оба вида пособия выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ с учетом районных (северных) коэффициентов к заработной плате (п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Закона № 255-ФЗ). В 2009 г. МРОТ был равен 4330 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ), новый размер пока не установлен. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91. В частности, в п. 8 и 9 этих Правил указаны документы (помимо трудовой книжки), на основании которых можно определить период работы сотрудника.

Что изменилось с 2010 г.

Для расчета среднего заработка, исходя из которого исчислялись пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в 2009 г. бралась налоговая база по ЕСН. Согласно ст. 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции в средний заработок, исходя из которого исчисляются больничные, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и вознаграждений, составляющие базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Законом № 212-ФЗ.

На основании п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. (этот показатель будет индексироваться с 2011 г.), нарастающим итогом с начала расчетного периода; с суммы превышения страховые взносы не взимаются. Соответственно максимальный средний дневной заработок для начисления выплат по больничным и пособия по беременности и родам в 2010 г. ограничен лимитом 1136,99 руб. (415 000 руб. : : 365 дн.). В пересчете на месяц получается значительно больше максимальных размеров на 2009 г.

Напомним, что в 2009 г. применялись следующие максимальные размеры пособий за полный календарный месяц: для пособия по временной нетрудоспособности — 18 720 руб., для пособия по беременности и родам — 25 390 руб. (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ).

Обратите внимание, что если страховой случай (болезнь или несчастный случай, не связанные с производством, подача заявления на получение пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком) наступил в 2009 г., а заканчивается в 2010 г., работник может иметь право на пересчет пособия в сторону увеличения. Применительно к периоду после 1 января 2010 г. нужно будет рассчитать часть пособия по старым и новым правилам. Если по новым правилам окажется больше, то пособие (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) нужно будет пересчитать по правилам Закона № 255-ФЗ в новой редакции (п. 15 ст. 37 Закона № 213-ФЗ).

Отметим также, что значительно обновлен порядок определения расчетного периода и среднего заработка для ситуаций, когда перед начислением пособий не было фактического заработка (п. 6, 10, 11 и 11.1 Положения № 375). Но это тема для отдельной статьи.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Размер пособия в 2009 г. с учетом индексации* составлял 374,62 руб. Ранний срок — это первые двенадцать недель беременности. Данное пособие выплачивается работнице одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется в бухгалтерию вместе с документами для выдачи пособия по беременности и родам (ст. 9, 10 Закона № 81-ФЗ, п. 15—20 Положения № 865).

С 1 января 2010 г. размер пособия 2009 г. проиндексирован на коэффициент 1,10 и должен составлять 412,08 руб. (Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Данное пособие установлено ст. 11, 12 Закона № 81-ФЗ. Его размер в 2009 г. на каждого ребенка с учетом индексации — 9989,86 руб. Выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, не позднее 10 дней с даты представления документов, перечисленных в п. 24 Положения № 865.

С 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ размер пособия должен быть проиндексирован на коэффициент 1,10 и составит 10988,85 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Выплачивается в период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком. Такой отпуск может предоставляться как матери, так и другим родственникам или опекунам, но только одному из них (ст. 256 ТК РФ).

Хотя отпуск может быть предоставлен до достижения ребенком трех лет, государственное пособие установлено только на время отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 13, 14 Закона № 81-ФЗ). Как уже выше говорилось, не может одновременно выплачиваться пособие по уходу и пособие по беременности и родам: работница должна выбирать одно из них (ст. 13 Закона № 81-ФЗ, п. 3 ст. 10 Закона № 255-ФЗ). Однако заменить выплаченное пособие по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком можно только в том случае, если последнее больше первого, тогда ранее выплаченное пособие засчитывается в счет пособия по уходу (п. 5 ст. 13 Закона № 81-ФЗ).

По месту работы пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия). При этом в отношении одного ребенка оно не может быть ниже минимального размера и ограничено максимальным размером (с 2010 г. это ограничение выражается в лимите базы для исчисления среднего заработка). В случае ухода за двумя и более детьми суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (40% + 40% + и т.д.), не может превышать 100% размера указанного заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 19 Положения № 375 в новой редакции). Соответственно справки с тех мест, где пособие не назначено, должны представляться в место назначения пособия.

В 2009 г. с учетом индексации минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составлял 1873,1 руб., по уходу за вторым ребенком и последующими детьми — 3746,2 руб. Максимальный размер пособия за полный месяц в 2009 г. составлял 7492,4 руб. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 № 870 с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществлялось в порядке, установленном Законом № 255-ФЗ для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Соответственно должны были учитываться особенности исчисления, установленные Положением № 375 (письмо Минздравсоцразвития России от 25.12.2007 № 3163-19).

С 2010 г., как выше уже говорилось, выплата пособия по уходу застрахованным лицам прямо регулируется Законом № 255-ФЗ. В нем появилась глава 3.1, посвященная пособию по уходу за ребенком, соответствующие нормы появились в правительственном Положении № 375. Ежемесячный размер определяется умножением среднедневного заработка на 30,4 (п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Минимальный размер в 2010 г. с учетом индексации на коэффициент 1,10 получается следующий: по уходу за первым ребенком — 2060,41 руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 4120,82 руб. (Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ). Максимальный суммарный размер ежемесячного пособия на всех детей в 2010 г. рассчитывается исходя из предельной величины базы для страховых взносов (415 000 руб.) и не должен превышать 34583,33 руб. (415 000 руб. : : 12 мес.). Соответственно максимальный размер пособия на одного ребенка равен 13833,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес. x 40%) (п. 2 ст. 11.2, п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 24 Положения № 375).

Относительно корректировки выплаты, осуществленной в 2009 г., но относящейся и к 2010 г., мы рассказывали выше (раздел о пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам).

Пособие на погребение

За счет средств ФСС России работодатель также должен выплачивать социальное пособие на погребение, если умер работник или несовершеннолетний член семьи работника (п. 10 Федерального закона от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»). Выплата пособия на погребение производится в день обращения после осуществления погребения за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Размер пособия определяется по стоимости фактически оказанных похоронными бюро услуг, соответствующих гарантированному перечню услуг по погребению из п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ. При этом максимальный размер пособия в 2009 г. составлял 4000 руб.

В последующие годы данный предел будет индексироваться исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Сроки индексации должно определить Правительство РФ.

Возмещение стоимости путевок

В 2009 г. средства обязательного социального страхования направлялись, в частности, на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:

1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории России, продолжительностью пребывания 21—24 дня из расчета до 600 руб. на одного ребенка в сутки в 2009 г.;

2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в одну смену в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством РФ (Федеральный закон от 25.11.2008 № 216-ФЗ, постановление Правительства РФ от 05.03.2008 № 148).

Тем же законом был установлен ограниченный круг категорий работников, которым могла возмещаться стоимость путевок: работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда; перенесшие тяжелые заболевания по перечню, утверждаемому Правительством РФ (если непосредственно после стационарного лечения им выдавало путевку медицинское учреждение). Упомянутый перечень, а также Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309. ФСС также возмещал стоимость проезда взрослых, сопровождающих детей в лагерь.

После подачи от организации заявки региональное отделение ФСС России определяло для нее количество путевок и предельный размер ассигнований. Форма заявки приведена в приказе ФСС России от 13.03.2007 № 74.

В 2010 г. стоимость путевок в размерах 2009 г. возмещаться не будет. Федеральным законом от 28.04.2009 № 78-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 25.11.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В результате все плановые показатели на 2010 и 2011 гг. были изъяты. Кроме того, согласно Закону № 213-ФЗ с 2010 г. в перечне страхового обеспечения в Законе № 165-ФЗ больше не упоминаются «пособие на санаторно-курортное лечение» и «оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей». Стоимость путевок на детей и путевок работникам, занятым на вредных работах, перестанут возмещать вообще? К сожалению, на сегодняшний момент не имеется официальных разъяснений ФСС России по данному поводу.

Известно только, что оплата стоимости путевок, предоставляемых работающим гражданам для долечивания согласно перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ, в 2010 г. должна осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС (п. 17 ст. 37 Закона № 213-ФЗ).

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами

Четыре таких дня в месяц предоставляются одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению. Эти дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ). Порядок предоставления указанных дней установлен постановлением Минтруда России и ФСС России от 04.04.2000 № 26/34.

До 2010 г. не были приняты законы, которые согласно ст. 262 ТК РФ должны были определять размер и порядок оплаты каждого дополнительного выходного дня. В этой связи ФСС России применял разъяснение от 04.04.2000 № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденное постановлением Минтруда России и ФСС России от 04.04.2000 № 26/34. Согласно разъяснению оплата производилась за счет средств ФСС России в размере дневного заработка, который определялся по правилам Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922).

С 1 января 2010 г. в ст. 262 ТК РФ прямо указывается, что оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. Пунктом 17 ст. 37 Закона № 213-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение этих расходов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС. Можно предположить, что в новой расчетной ведомости по взносам социального страхования в ФСС России данные расходы будут отражаться отдельно от расходов, производимых непосредственно за счет средств ФСС России.

Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями

Данные страховые риски законодатели отделили от обычной временной нетрудоспособности, приняв Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Упомянутое пособие — лишь один из видов страхового обеспечения в данной сфере. Еще есть страховые выплаты (единовременные или ежемесячные), производимые как застрахованному лицу, так и его родственникам в случае смерти работника, и оплата специальных реабилитационных расходов (ст. 8 Закона № 125-ФЗ).

Пособие за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности выплачивается в размере 100% его среднего заработка, исчисленного по правилам для пособий по временной нетрудоспособности. В то же время максимальный размер для данного пособия не предусмотрен.

Сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты, составляла в 2009 г. 58 500 руб. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Закона № 125-ФЗ, не мог превышать в 2009 г. 45 020 руб. (ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ).

В форме 4-ФСС РФ «несчастные» пособия (раздел 3 формы) стояли особняком от остальных расходов за счет средств ФСС России. Напомним, что это связано с формированием данных расходов за счет «несчастных» взносов, которые никогда не были связаны с ЕСН. Поэтому со стороны «спецрежимников» ошибкой являлось включение расходов на «несчастное» пособие в расходы раздела 2 формы. Аналогичный порядок скорее всего сохранится и в новой форме по взносам в ФСС, поскольку «несчастные» взносы по-прежнему законодательно отделены от общих взносов в ФСС.

Страховые тарифы (ставки взноса) по классам профессионального риска были введены согласно ст. 21 Закона № 125-ФЗ Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ и продлены на 2009—2011 гг. Федеральным законом от 25.11.2008 № 217-ФЗ. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 № 857.

Компенсация к отпуску по уходу за ребенком

Как вы заметили, выше мы рассматривали только те пособия, которые работодатель должен выплачивать полностью или частично за счет средств ФСС России (или за счет федерального бюджета через посредство ФСС России).

Но хотелось бы напомнить еще об одном пособии, точнее компенсации, хотя выплачивать ее работодатель работнику обязан «из своих». В последнее время некоторые начисто забывают об этой выплате, по-видимому, из-за ее прямо-таки издевательского по нынешним меркам размера — 50 руб. в месяц. Однако эту сумму все работодатели должны выплачивать состоящим в трудовых отношениях с ними на условиях найма матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях компенсация увеличивается на соответствующий коэффициент. Источник выплаты — средства на оплату труда (Указ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», постановление Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»). Данная компенсация в средствах ФСС России не отражается. По нашим сведениям, ее отмена в ближайшее время не планируется.