Кадровый базар

| статьи | печать

Ситуация на рынке труда остается нестабильной. Осложнилась и ситуация на рынке подбора персонала, то есть на рынке услуг по подбору персонала. Негативные последствия, по мнению аналитиков, продлятся как минимум до конца 2010 г. На докризисный уровень можно будет вернуться лишь к 2012—2014 гг.

За прошедший год 35% россиян сменили место работы. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Kelly Services, в котором приняли участие 1200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. 76% респондентов сменили работу один раз за год, 17 — дважды, 3 — три раза и 2% — более трех раз.

Кризис выявил массовую отложенную демотивацию. Это означает, что, несмотря на экономическую нестабильность, большинство опрошенных работников готовы покинуть нынешнего работодателя, если получат более интересное предложение.

Об интенсивном увольнении сотрудников в промышленности в 2009 г. свидетельствуют и данные Института экономики переходного периода.

Более 60% предприятий заявили в декабре о сокращении персонала. В конце года интенсивность увольнений в промышленности увеличилась вдвое, она может оказаться самой значительной с начала кризиса.

В Санкт-Петербурге, по данным компании HeadHunter, на одну размещаемую вакансию осенью 2009 г. приходилось в среднем четыре резюме, что говорит об избыточности рынка труда. До кризиса наблюдалась обратная ситуация — дефицит квалифицированных кадров.

Показатели доли отечественных предприятий, где сокращают персонал, превышают аналогичные показатели Литвы и Латвии. Эти страны Всемирный банк признал наиболее пострадавшими от кризиса.

Аналитики отмечают также, что уровень кандидатов на рынке труда существенно возрос. Можно предположить, что специалисты, которые хорошо разбираются в своей профессии, будут интересны работодателю и найдут достойное место работы.

Происходят изменения и на рынке подбора персонала. Он, по мнению аналитиков, в «тяжелом состоянии упадка», который характерен для всех стран. Анализ мировых тенденций, изменяющих этот рынок, выявил фактор, именуемый смертью лояльности. Его суть в том, что 83% работников будут «обязательно» или «возможно» искать новую работу, когда экономика начнет улучшаться. В России этот фактор называется отложенной демотивацией. Он почти на 20% ниже.

Отмечается также появление нового мирового тренда — «глобалити». Это, в частности, конкуренция компаний с каждым везде и за все, включая ресурсы, таланты, клиентов, партнерские связи, распределение технологий, капитала. Для России он может стать принципиально новым подходом к возможностям развития рекрутингового бизнеса и выхода из кризиса.