Казанский чудотворец

| статьи | печать

В 1512 году войско крымских татар под предводительством Ахмет-Гирея грозным вихрем прошлось по Рязанской земле. Многих убили, многих взяли в плен. Так к ним попал и сын серпуховского священника по имени Иван.

Много лишений пришлось терпеть ему в плену. Побои, издевательства, требования отречения от Христа. Но юноша, во всем услужливый и покорный, в вопросах веры был необычайно стоек. Часто он вслух молился, пел на память псалмы. Спал Иван совсем мало, к еде почти не притрагивался, трудился лучше всех. И скоро хозяева к нему переменились, считая Ивана едва ли не членом семьи. А через три года его отцу удалось выкупить сына из неволи.

Родители мечтали о женитьбе сына, но Иван, рано познав тщету земного счастья, уже всем сердцем стремился в монастырь. Тут же по возвращении он отправился в Москву и принял постриг в Спасо-Андрониковом монастыре с именем Варсонофий. И уже в первые годы прославился небывалыми подвигами, проводя дни и ночи в молитвах без сна, без еды. Часто бывавший в монастыре Тверской епископ Акакий дивился его рвению, расспрашивал юного монаха о том, где он черпает силы. Но Варсонофий всегда отвечал: «Жизнь моя — обычная для русских невольников. В плену не знают пищи и сна». Святитель в ответ только одобрительно качал головой: «Вспомни, юноша, когда-нибудь ты станешь моим преемником».

Меж тем слухи о необыкновенно добродетельном молодом монахе дошли до Московского митрополита Макария. Вскоре он возведет Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской пустыни. А в 1553 году во время паломничества сюда заедет Иоанн Грозный с семейством. И обратит внимание на молодого настоятеля. С удивлением царь узнает о том, что Варсонофий был в плену, что в совершенстве он знает татарский язык. И не случайно в 1555 году, когда в Казани будут открывать новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, в Казань уже в сане архимандрита отправится и святой Варсонофий для основания там монастыря. А уже в следующем году он исполнит возложенное на него поручение.

Так был устроен Преображенский монастырь в Казанском кремле, храм освящен первый каменный во имя святителя Николая Ратного. При этом святой не зыбывал и о своих монашеских подвигах: ночи проводил в молитвах, тайно от всех продолжал носить пудовые вериги.

Всего через несколько лет число иноков в манастыре доходило до ста человек. Множество татар обращались после общения со святым Варсонофием в православную веру. Их подкупала его любовь к татарскому быту, знание языка. Но более всего поражали их необычайные исцеления, во множестве совершавшиеся по молитвам настоятеля. Слава об этом разнеслась далеко за пределы Казани. И немало больных, даже и не желавших менять веру, приезжали к нему за врачеванием за многие сотни верст. И трудно представить, сколько горя вызвала у казанцев весть о том, что их любимого настоятеля вызывают в Москву, с тем чтобы сделать Тверским епископом.

Возведенный в высокий сан Варсонофий остался таким же простым и доступным. Ночи проводя в молитвах, дни в трудах и заботах, в немногие же минуты отдыха он занимался рукоделием — шил головные уборы для иноков. И по-прежнему его осаждали многие, прося молитв об исцелении, — слухами о многих чудесах нового святителя теперь уже полнилась Тверская земля.

Тяжелым потрясением стала для святого Варсонофия опричнина. Одни за другим его друзья подвергались опале, гонениям, ссылкам. Многие из них и гибли. С ужасом он узнал, как его друг архиепископ Герман Казанский был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, но, лишь напомнив царю, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении.

Уже совсем изможденный, больной в 1571 году удалится на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет он проведет в Преображенском монастыре. Скончается святитель Варсонофий 24 апреля 1576 года. А уже в 1595 году при строительстве нового храма будут обретены его нетленные мощи.

Святителю отче, Варсонофие, моли Бога о нас!