1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

К нам едет "тишайший" ревизор

Реформа местного самоуправления, важнейшей частью которой стало перераспределение бюджетных средств на уровень муниципалитетов, должна сопровождаться созданием эффективной системы финансового контроля. К такому выводу пришли участники Всероссийского совещания по проблемам финансового контроля, проходившего в Счетной палате РФ.

Финансовый контроль в нашей стране, история существования которого насчитывает 350 лет, создавался в период царствования Алексей Михайловича Тишайшего. И уже тогда Счетный приказ, используя выборных посадских людей, требовал отчетов от местных финансовых органов и сборщиков налогов. Так в России зародился один из основных принципов государственного финансового контроля — независимость от местных органов власти.

Существующий Бюджетный кодекс закрепил за законодательными органами субъектов Федерации право формировать и определять статус контрольных органов на своей территории. В результате сегодня из 88 контрольно-счетных органов в регионах только 53 являются самостоятельными, а остальные входят в структуру законодательных собраний.

На базовом же уровне финансового контроля — в муниципальных образованиях — Бюджетный кодекс не устанавливает обязательность организации внешнего финансового контроля их средств и имущества.

Сегодня количество местных контрольно-счетных органов явно недостаточно для 24 тыс. муниципальных образований. А по оценке председателя Счетной палаты Сергея Степашина, в ближайшие годы на муниципальный уровень будет направлена почти половина средств федерального бюджета.

Ситуация еще более осложняется, поскольку сейчас на местные власти ложится и большая часть работы, связанной с реализацией приоритетных национальных проектов.

По мнению главного счетовода страны, необходимо создавать объединения контрольных органов муниципальных образований под эгидой счетных палат субъектов Федерации. Такой опыт уже есть в Ульяновской, Владимирской областях и некоторых других регионах.

Организационно-правовая форма таких объединений может быть различной: ассоциации, объединения, общественные советы. Для небольших муниципалитетов достаточно иметь в составе представительного органа власти одного ревизора для контроля формирования и исполнения местного бюджета.

Здесь можно также использовать опыт контрольных органов в системе потребительской кооперации. Для этого нужно на выборах органов местного самоуправления одновременно избирать и контрольно-счетные комиссии, а их содержание утверждать отдельной строкой и осуществлять из бюджетов субъектов Федерации.

Счетные палаты субъектов Федерации при необходимости смогут оказывать им практическую, консультативную и методологическую помощь в работе, а также (что немаловажно) содействовать в своевременном получении средств на их содержание. Члены контрольно-счетных комиссий (кроме председателя) могут осуществлять свою деятельность на общественных (или, возможно, договорных) началах.

Не столь важно, в какой форме будет организован внешний контроль финансов и имущества муниципалитетов, главное, чтобы он был независимым и эффективным.

К сведению

180 млрд руб. составят расходы на национальные проекты в 2006 г. (с учетом внебюджетных фондов и госгарантий).

100 млрд руб. равняется сумма государственных закупок в рамках этих проектов.

550 млрд руб. предполагается потратить на нацпроекты в перспективе.

Источник: Счетная палата России