Пени по ЕСН: важнее законность или интересы бюджета

| статьи | печать

Федеральная налоговая служба Письмом от 15.02.2006 № ГВ-6-05/165@ направила для использования в работе Разъяснения Минфина РФ от 31.01.2006 № 03-05-02-03/5 по вопросу начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налоговым инспекциям предписано довести Разъяснения Минфина для применения налогоплательщиками, а именно финансисты продолжают считать обоснованным начисление пеней на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.

Минфин, правда, ничего не сообщил о позиции арбитражных судов по этому вопросу. Поэтому за финансовое ведомство это сделаем мы.

Большинство арбитражных судов придерживается противоположной точки зрения. Дело в том, что согласно ст. 240 НК РФ отчетным периодом по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, взыскиваются с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ.

Следовательно, Налоговым кодексом не предусмотрена возможность взыскания с налогоплательщика пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей по налогам, исчисляемым расчетным путем вне привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика и уплачиваемым в течение налогового периода.

Поскольку из положений налогового законодательства следует, что налогоплательщик подводит итоги своей деятельности и определяет налоговую базу по ЕСН по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев, года, начисление пеней, установленных ст. 75 НК РФ, за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей не основано на нормах налогового законодательства.

Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2005 № А05-24830/04-11 и от 19.04.2005 № А05-24828/04-12 и ФАС Центрального округа от 24.08.2005 № А48-642/05-8.

Решение о том, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование могут начисляться только по итогам отчетного периода, а не по окончании месяца, принял ФАС Уральского округа в постановлениях от 18.02.2004 № Ф09-256/04-АК, от 06.04.2005 №-Ф09-1199/05-АК и от 31.05.2005 № Ф09-2318/05-С1.

Ведь авансовые платежи на обязательное пенсионное страхование исчисляются по фактическим выплатам физическим лицам по итогам отчетного периода, то есть по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев либо по итогам расчетного периода — календарного года.

Понять позицию Минфина можно. Признав, что пени начисляются лишь по итогам отчетного периода, финансовое ведомство фактически разрешит налогоплательщикам безнаказанно перечислять ЕСН и авансовые платежи в Пенсионный фонд РФ ежеквартально, а не ежемесячно.

Позиция судей тоже объяснима: они действуют на основании закона. А пока в Налоговом кодексе будет написано именно так, как сейчас, воззвания Минфина на арбитражные суды вряд ли подействуют.