Налоговые проверки («Ваш партнер-консультант», № 11, 2006 г.)

| статьи | печать

В редакции прошла интернет-консультация на тему «Налоговые проверки». На вопросы читателей отвечает Сергей Викторович РАЗГУЛИН, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России Министерства финансов РФ.

При проверке инспектор потребовал товарно-транспортную накладную. Наше предприятие имеет накладную (форма № ТОРГ-12), счет-фактуру, платежное поручение на поступивший товар. Должны ли мы представлять письменные объяснения в ИФНС о способе доставки товара до нашего склада, так как документы о-доставке отсутствуют? (г. Волгоград)

Законодательство предъявляет определенные требования к оформлению договорных отношений. В частности, согласно действующим нормативным актам перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной (Устав автомобильного транспорта РСФСР, Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом).

На основании товарно-транспортной накладной происходят списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателей (Инструкция Минфина СССР №-156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР №-354/7, Минавтотранса РСФСР №-10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»).

Налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие обоснованность осуществленных налогоплательщиком затрат. При этом товарная накладная (форма № ТОРГ-12) применяется для учета торговых операций (форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132).

Таким образом, для того чтобы избежать налоговых споров, налогоплательщику необходимо иметь товарно-транспортную накладную, документально подтверждающую транспортные услуги.

Я индивидуальный предприниматель и давал взаймы денежные средства другим индивидуальным предпринимателям. НДФЛ на данные суммы я не начислял. При проведении выездной проверки налоговый инспектор начислил этот налог, пени и штраф по нему, поскольку предприниматели получали доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от юридического лица и направленными на осуществление предпринимательской деятельности.

За проверяемый период мною осуществлялась деятельность, находящаяся на ЕНВД: услуги по диагностике и ремонту запчастей к автомобилям. В IV квартале 2004 года были проведены две посреднические операции (то есть операции, подпадающие под общий режим налогообложения).

Правомерны ли действия налогового инспектора? (г. Энгельс, Саратовская обл.)

Согласно ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Таким образом, уплата налога на доходы физических лиц с иных доходов должна производиться в соответствии с главой 23 НК РФ.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются доходы в виде материальной выгоды. Пунктом 1 ст. 212 НК РФ определено, что доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является материальная выгода, которую приносит экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, у индивидуального предпринимателя, взявшего у организации заем под процент, ставка которого меньше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ, возникает доход в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

В настоящее время на нашем предприятии производится выездная налоговая проверка. Она началась 17 октября 2005 года, срок окончания проверки неизвестен, возможно, она продлится еще месяц или полтора.

Бухгалтеры постоянно заняты ксерокопированием документов, передачей их в налоговую инспекцию, хотя-фактическое время пребывания проверяющих на предприятии один день в неделю и даже реже. Как долго может продолжаться такая выездная проверка, которая фактически длится пять месяцев? (г. Долгопрудный)

Согласно ст. 89 НК РФ продолжительность выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев.

В исключительных случаях срок проверки может увеличиваться до трех месяцев. Перечень таких случаев НК РФ не установлен. Срок проверки продлевается решением вышестоящего налогового органа, которое может быть принято, например, в случаях проведения проверок крупнейших и основных налогоплательщиков, встречных проверок и т. п. (Письмо МНС России от 29.04.2004 № 06-4-03/640).

Вместе с тем срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

При этом в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых документов. В соответствии со ст. 93 НК РФ у налогоплательщика имеется пять дней для представления требуемых документов.

Конституционный суд указал, что в срок проверки включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика1.

В срок проверки засчитывается время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. Не засчитывается в срок выездной проверки: срок встречной проверки, экспертизы, время оформления результатов проверки и прочие действия, при которых проверяющие не находятся на территории налогоплательщика.

Налогоплательщику целесообразно вести журнал учета посещений, в котором отмечать даты присутствия проверяющих. Сумма этих периодов будет являться сроком проведения выездной налоговой проверки. Соответствующий документ налогоплательщика, а также внутренние документы налогового органа, фиксирующие направление сотрудников на проведение проверки, могут являться доказательствами при рассмотрении вопроса о ее длительности.

При этом налоговый орган в данном случае связан периодом, который может быть охвачен проверкой, и сроками давности привлечения к ответственности. Согласно ст. 87 НК РФ налоговой проверкой может быть охвачено только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок связан с трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 113 НК РФ).

Инспекторы требуют представить им копии всех документов предприятия за четыре календарных года, заверенные в установленном порядке, то есть все первичные документы, главные книги, книги покупок и продаж, договоры, лицензии, журналы-ордера, налоговые декларации, регистры и т. д. Предприятие у нас производственное, и-документооборот соответственно большой.

Инспекторы отказываются работать с подлинниками документов при выездной проверке, ссылаясь на ст.-93 НК РФ. У нас нет возможности представить копии всех имеющихся документов, так как для этого понадобится очень много времени (ксерокопировать всю «первичку», которую надо еще заверить у директора). Инспекторы появляются на территории завода один день в неделю, в остальное время они звонят и требуют привезти копии документов (за конкретные месяцы) им в налоговую инспекцию.

Правомерно ли требование налоговой инспекции о представлении копий всех первичных документов во время выездной проверки и правомерен ли отказ налоговой инспекции работать с подлинниками документов, которые представлены им в полном объеме?

Как можно защититься от таких действий налоговой инспекции? (г. Екатеринбург)

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о представлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования. Форма требования приведена в Приложении № 2 к утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 Инструкции МНС России № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» (зарегистрированой в Минюсте России 07.06.2000 № 2259).

Истребуемые документы должны относиться к налогам и периоду, которые подлежат проверке (период проверки и вопросы проверки указываются в решении о-проведении выездной налоговой проверки).

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ: штраф 50 рублей за каждый непредставленный документ. Каждый документ является отдельным независимо от формы его хранения и представления: бумажная или электронная (файл на магнитном носителе).

Непредставление сведений влечет и административную ответственность (штраф до пяти МРОТ согласно ст. 15.6 КоАП РФ).

Срок представления документов исчисляется в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ). Если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Просрочка исполнения по уважительным причинам (большой объем документов, отдаленность места нахождения истребуемых документов и т. п.) признавалась судебными органами обстоятельствами, смягчающими ответственность.

Можно рекомендовать налогоплательщику извещать налоговые органы о невозможности представить все запрошенные документы в установленный срок в связи с их большим количеством, нахождением части документов в филиале организации и т. п.

В сопроводительном письме укажите, что по объективным причинам (например, из-за большого количества запрошенных документов) представляется лишь часть истребуемых документов, а остальные будут направлены в инспекцию позже.

Если, несмотря на эти обстоятельства, налоговый орган вынесет решение о привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ, возможно обжалование этого решения в вышестоящий налоговый орган или в суд. Нередко вышестоящий налоговый орган признает необоснованным перечень и объем истребованных при проверке документов.

При рассмотрении подобных дел некоторые суды исходили из того, что вины организации в непредставлении документов нет. Другая часть судов признавала просрочку представления в связи с большим объемом истребуемых документов или с тем, что часть срока их представления пришлась на выходные, обстоятельством, смягчающим ответственность.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева.