1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

"В основе любого проекта должен быть человек"

Динамика социально-экономического развития Республики Бурятия за последние годы вселяет оптимизм. Темпы роста производства промышленной продукции опережают среднероссийские показатели. Наблюдается устойчивый рост денежных доходов населения и потребительского спроса. О том, как это удается, собственному корреспонденту «ЭЖ» в Восточной Сибири Виктору Хребтову рассказал Президент, Председатель Правительства Республики Бурятия Леонид ПОТАПОВ.

Леонид Васильевич, что позволило совершить экономический рывок?

— Это результат целенаправленной многолетней работы по взаимодействию с бизнес-сообществом всех ветвей и уровней власти в республике.

Вначале правительство республики поддержало инфраструктурные и жизнеобеспечивающие отрасли. Затем, в 1996 году, мы создали законодательную базу инвестиционной деятельности, начали формирование бюджета развития из собственных средств и выработали систему конкурсного отбора проектов. В результате привлекли иностранный капитал в золотодобычу, связь и лесопромышленный комплекс.

Мы присматривались и к практике других регионов и по опыту Нижегородской области сформировали собственную нормативно-правовую базу о зонах льготного предпринимательства на свободных производственных площадях предприятий оборонного комплекса. И тем самым поддержали предприятия машиностроения и поспособствовали становлению частного бизнеса.

И тут случился дефолт 1998 года... Как вы справились с ним?

— После него Правительство Бурятии приняло антикризисную программу и приступило к формированию системы государственного регулирования на основе среднесрочных программ и экономических соглашений.

В 2000 году мы осуществили переход на индикативное управление социально-экономическим развитием республики. То есть утвердили механизм выработки и реализации целевых проектов, систему государственных закупок и стимулирования инновационной активности.

Затем успешно реализовали Среднесрочную программу социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 —2004 годы, утвержденную Народным хуралом в форме закона. В соответствии с ней наша структурная политика была ориентирована на формирование крупных промышленных комплексов, на поддержание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства. В частности, осуществлялась интеграция местных заводов и комбинатов в корпоративные структуры федерального уровня.

Устойчивый внешнеэкономический спрос на продукцию авиационного и локомотивовагоноремонтного заводов позволил увеличить объемы производства в машиностроении за последние три года более чем в два раза. Не случайно Улан-Удэнский авиационный завод неоднократно признавался победителем конкурса «Лучший экспортер России».

Основными инструментами стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций стали государственные гарантии, компенсации процентных ставок по кредитам коммерческих банков, поддержка кредитных кооперативов, а также льготные бюджетные кредиты на сезонные работы.

За последние пять лет объем промышленного производства в реальном выражении увеличился на 60%, а валовой региональный продукт — на 38%.

И это при череде реформ во всех отраслях. Как проходили изменения?

— При реформировании электроэнергетики мы оптимизировали структуру балансов топливно-энергетических ресурсов и тарифной политики. Сейчас наша угольная промышленность полностью обеспечивает потребительский спрос организаций и населения. Отрасль получила государственную поддержку в реализации инвестиционных проектов и обновлении горно-транспортной техники и увеличила экспорт угля.

Меры, принятые Правительством Бурятии в цветной металлургии, содействовали разработке и проведению геолого-разведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, обновлению основных фондов, внедрению новых технологий и оборудования для наиболее полного извлечения металла, в частности для переработки россыпного и рудного золота.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности приняты меры, направленные на обеспечение рационального и экологически обоснованного пользования лесным фондом, повышение уровня технической и технологической оснащенности и на формирование конкурентной среды в отрасли. Содействие программам развития организаций и поддержка инвестиционных проектов обеспечили существенное обновление основных фондов предприятий.

Пищевой и перерабатывающей промышленности оказываем помощь в виде компенсации части процентной ставки за бюджетные кредиты, субсидий на частичное возмещение платы за пользование кредитами коммерческих банков на безвозвратной основе из республиканского бюджета на сумму более 37 млн рублей.

Инвестиционный рейтинг Бурятии повышается. По уровню риска за последние три года республика поднялась с 63-го на 42-е место по стране. И все же объем инвестиций в основной капитал за 11 месяцев 2005 года снизился на 16%. Чем объяснить такую ситуацию?

— Настоящий партнер в первую очередь оценивает предпринимательский и инвестиционный климат, динамику макроэкономических показателей за несколько лет.

Исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» показывают, что наш инвестиционный потенциал в последние шесть лет оставался неизменным — 57—58-е место среди субъектов РФ. Но ранг интегрального риска неуклонно снижался, и, как вы отметили, республика с 63-го места переместилась на 42-е. Еще существенней уменьшился показатель криминального риска: с 83-го места Бурятия переместилась на 54-е.

Мы продолжаем работу по снижению всех показателей инвестиционного риска республики. Сейчас активно способствуем развитию частно-государственного партнерства при реализации крупномасштабных инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Устойчивость экономического развития в среднесрочной перспективе будет обеспечена за счет масштабных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс, привлечения финансов на реализацию федеральных целевых программ, а также путем создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

В федеральном бюджете предусмотрено немало средств на обновление производственных мощностей, оживление сельского хозяйства, жилищного строительства. Насколько готова Бурятия к освоению средств на реализацию национальных проектов?

— Мы уже приступили к решению ряда непростых организационных вопросов, которые позволят в кратчайшие сроки существенно поднять уровень жизни населения. Я считаю важным достоинством формы реализации национальных приоритетов повышение ответственности федеральных министерств за исполнение и результативность проектов. А нацеленность всех четырех программ на конкретного человека позволяет повысить эффективность управления и контроля уже на региональном уровне. В рамках национального проекта «Доступное жилье» нам выделено 191 млн рублей на переселение из поселка Тоннельного людей, строивших БАМ. Это переселение идет уже не один год.

В агропромышленном комплексе цель национального проекта совпадает с мерами, которые мы осуществляем тоже много лет. Давно применяем агролизинг и кредитную кооперацию. А федеральная помощь сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям даст возможность существенно повысить эффективность животноводства в республике.

В последние годы 70% расходной части бюджета республики составляют социальные расходы. Дополнительные средства по национальным проектам — здравоохранению и образованию — помогут нам еще выше поднять уровень жизни населения.

Из республиканского бюджета на реализацию национальных проектов выделено 290,4 млн рублей. Правда, принимая бюджет, не имели полной картины объемов финансирования этих проектов. Поэтому мы намерены внести изменения в республиканский закон о бюджете на 2006 год, поскольку ожидается поступление на эти цели из федерального бюджета 837,8 млн рублей.

Установлен жесткий контроль за ходом реализации приоритетных проектов в республике. Каждые две недели я провожу отдельные планерные совещания. Кроме того, создан республиканский Совет по приоритетным национальным проектам, который ежеквартально будет отчитываться перед федеральным правительством.

Информирование общественности мы осуществляем через СМИ и путем размещения информации на интернет-сайтах.

В ближайшие годы в Восточной Сибири ожидается интенсивное освоение крупных залежей полезных ископаемых с одновременной переработкой и транспортировкой сырья в другие регионы страны. Какие перспективы у Бурятии?

— Республика располагает 48% разведанных в стране запасов цинка и входит в первую тройку регионов России по запасам свинца (24%). В недрах Бурятии находится 20% общероссийских запасов молибдена, 27% вольфрама, 16% плавикового шпата, 15% хризотил-асбеста.

Пришло время освоения, и мы провели тендеры на разработку крупных месторождений полиметаллов, каменного угля, бериллия. Стратегическим партнером стала инвестиционно-финансовая компания «Метрополь». В частности, объем капитальных вложений в освоение полиметаллических и золото-цинкового месторождений превысит 800 млн долларов.

В 2006 — 2008 годах мы планируем провести аукционы по доразведке и последующей эксплуатации месторождений апатита, асбеста, олова, калийно-глиноземного сырья, барита, молибдена и вольфрама.

Развитие горнодобывающей промышленности укрепит налоговую базу республики, увеличит занятость населения, даст толчок к развитию наукоемких и других современных технологий.

Экономику Бурятии прежде ассоциировали с аграрным сектором. А вы говорите о высоких технологиях, что подразумевает выход на внутренний и внешний рынки. Какие перспективы у республики в расширении внешних связей?

— За прошлый год наш внешнеторговый оборот составил 360 млн долларов, по сравнению с 2004 годом он вырос на 5,8%. В том числе по экспорту — на 6,4%. Половину объема экспорта составляет продукция авиастроения.

В среднесрочной перспективе мы ожидаем ежегодный прирост внешнеторгового оборота на 3—6%.

Сейчас 270 юридических лиц республики имеют партнеров в 40 странах мира. Приоритет имеют государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Правительство Бурятии заключило, к примеру, соглашения о сотрудничестве с Правительством Монголии и Народным Правительством Автономного района Внутренняя Монголия КНР.

Располагая уникальной сырьевой базой, наша республика имеет все предпосылки, чтобы стать крупнейшим производителем и экспортером поликристаллического кремния и автономных систем энергоснабжения (в частности, солнечных батарей). Это позволит в течение 10 лет довести экспорт высокотехнологичной продукции до 2—3 млрд долларов год.

Темпы экономического развития Республики Бурятия в 2001—2005 гг.

Производство ВВП — 137% (РФ — 134%)

Промышленное производство — 159% (РФ — 128%)

Инвестиции в основной капитал — 173% (РФ — 154%)

Экспорт собственной продукции — 271% (РФ — 178%)

Оборот розничной торговли — 182% (РФ — 178%)

Денежные доходы населения выросли в 1,57 раза против среднероссийского показателя (162%).

К сведению

Меры Правительства Бурятии по созданию благоприятных условий для развития промышленного производства:

  • оказание поддержки по привлечению инвестиций в основной капитал;
  • заключение и реализация соглашений с бюджетообразующими предприятиями и организациями;
  • реструктуризация задолженности организаций по налогам и обязательным платежам;
  • содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
  • Показатели социально-экономического развития Республики Бурятия в 2003—2005 гг.

    2003 г.

    2004 г.

    2005 г.

    Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, в %

    114,2

    114,7

    115,1

    Среднемесячная заработная плата работников, руб.

    5011,2

    6162,7

    7662,7

    Средний размер назначенных пенсий в месяц, руб.

    1659,2

    1908,3

    2392,9

    Инвестиции в основной капитал, млн руб.

    10115,7

    8402,6

    8409,0

    Налог на прибыль организаций, млн руб.

    551,8

    1047,1

    1414,7

    Налог на доходы физических лиц, млн руб.

    2384,1

    2845,5

    3342,7

    Акцизы, млн руб.

    494,6

    810,5

    954,7

    Налог на имущество, млн руб.

    501,0

    524,3

    985,7

    Платежи за пользование природными ресурсами, млн руб.

    539,0

    403,6

    120,0

    Доходы консолидированного бюджета, млн руб.

    12776,0

    14297,8

    15363,2

    Расходы консолидированного бюджета, млн руб.

    12772,7

    14165,1

    15918,9