1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Если где-то рванет...

В скором будущем владельцам опасных объектов, видимо, придется внести в свой бюджет новые расходы. Кроме обязательного страхования автотранспорта и здоровья, их обяжут в добровольно-принудительном порядке страховать еще объекты, представляющие реальную угрозу для общества.

Проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» был принят Госдумой в первом чтении в конце прошлого года. Согласно ему неисполнение этой обязанности может вылиться в штрафы для должностных лиц в размере от 40 до 200, а для юрлиц — от 500 до 5 тысяч МРОТ.

Однако Администрация Президента России вернула законопроект на доработку. В заключение было рекомендовано, в частности, отказаться от жесткого регулирования страховых тарифов с использованием общего подхода к оценке риска, так как это может ограничить конкуренцию между страховщиками и привести к неоправданному росту издержек владельцев опасных объектов.

Ознакомившись с рекомендациями, депутаты Госдумы предложили внести в проект закона положение о создании резервного фонда на случай банкротства одного из участников пула. Подобная форма взаимодействия уже практикуется на рынке «автогражданки», при котором создан Российский союз автостраховщиков. Все его члены регулярно отчисляют средства в резервный фонд, благодаря чему 1700 потерпевших, несмотря на банкротство их «родных» компаний, получили полагающиеся им выплаты.

У страховщиков особо опасных объектов подобной структуры нет. Соавтор законопроекта и президент ВСС Александр Коваль предложил создать ее на базе Национального союза страховщиков ответственности (НССО), куда уже входят 23 страховые компании.

По мнению депутата Госдумы Виктора Плескачевского, фонд при НССО должен «работать» за счет вступительных взносов ее участников (предположительно в размере 100 тыс. руб.) и ежеквартальных комиссий (по 0,1%) от соответствующих страховых резервов.

Конечно же войти в подобную организацию, а следовательно, и рассчитывать на средства ее фонда смогут лишь страховщики с собственными средствами не менее 250—300 млн руб. и опытом работы на рынке страхования опасных объектов не менее двух лет. Сегодня на российском рынке таким требованиям соответствуют лишь 80 компаний.

По данным, приведенным замдиректора Департамента финансовой политики Минфина РФ Верой Балакиревой, в нашей стране порядка 45 тыс. опасных объектов с 60%-ным износом основных технических фондов. Потенциальные сборы по ним могут превысить 25 млрд руб. (сведения из экономического обоснования к проекту). Для сравнения: сборы по ОСАГО за 2005 год составили 54,069 млрд руб. Поэтому рынки «автогражданки» и «опасников» можно сопоставить и присвоить им рейтинг самых прибыльных. С одним «но»: если в первом сегменте высоки как сборы, так и выплаты (26,396 млрд руб. в 2005 г.), то во втором выплаты предполагаются, дай Бог, не столь частыми.

Но отнестись к формированию системы страхования в этой области необходимо более чем серьезно. Кроме всего прочего, нужно определить свободу деятельности страховых организаций, обеспечить справедливое распределения ответственности между страховщиком и страхователем, ввести лицензирование.

Минфин предлагает установить страховую сумму исходя из возможного количества потерпевших и максимального ущерба. При этом нижняя граница определена в размере 650 тыс. руб.

Определен и размер страховой выплаты. При причинении вреда жизни и здоровью физического лица300 тыс. руб.; при причинении вреда имуществу180 тыс. руб.; при нарушении условий жизнедеятельности — 100 тыс. руб.; для юридического лица — в пределах страховой суммы, равной действительной стоимости утерянного или поврежденного имущества.

Неоспоримый плюс законопроекта — возможность формирования страховщиками фонда предупредительных мероприятий в целях предотвращения аварий на опасных объектах, снижения вероятности причинения вреда третьим лицам.

А третьи лица кто? Правильно, мы. Так что остается надежда, что благодаря контролю и (главное!) предупреждению аварий и катастроф будет меньше… Ведь в противном случае страховка мало кого обрадует.