1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Горят на работе ярче звезды

Увы, о женщинах в России, их роли в жизни общества начинают морщить лбы и пытаться сказать что-то внятное, как правило, перед 8 Марта. Внятно получается с трудом, как-то обще и расплывчато. Наверное, данных не хватает. К примеру, какое место занимают женщины в бизнесе, в руководстве компаний? Чтобы облегчить процесс мужского тугодумия в канун Международного женского дня, мы решили опубликовать результаты базового исследования «Гендерное равенство в корпоративном управлении», проведенного под руководством Дмитрия Черкаева, кандидата юридических наук, руководителя Московского представительства Поволжского центра корпоративного развития.

Однако статистика полезна, но суха. И потому нам пришлось потревожить женщин-руководителей конкретных предприятий. Как, мол, вам там начальствуется? Вопросы же такие:

1. Какими личностными качествами должна обладать женщина-руководитель?

2. Как Вы считаете, существуют ли какие-то уникальные качества, которые отличают женщин от мужчин в роли управленцев?

3. Как Вы сочетаете карьеру и семью?

4. Продвигаете ли Вы своих сотрудниц на руководящие должности?

5. Существуют ли в Вашей компании различия в создании условий труда для мужчин и женщин?

6. Как Вы чувствуете себя в обществе мужчин — собственников компаний, топ-менеджеров на неофициальной части встречи?

7. Планируете ли Вы передать бизнес своим детям? Если да, то что Вы для этого делаете?

8. Вы достигли высокого положения… Что дальше?

Особенности национального управления

В общественной жизни, политике и бизнесе женщины уже доказали свою способность к эффективному управлению. Тем не менее мужчины относятся к этому с некоторой долей скептицизма, отчасти объясняя его непрекращающимся переделом собственности и корпоративными войнами, где мужские качества более подходят для решения задач. А еще необходимостью выстраивания отношений со «своим» чиновником, что ценится сегодня больше, чем умелый менеджмент, высокая квалификация, стаж работы в компании.

К сожалению, гендерные аспекты, присущие женщине, как инструмент «тонкой наладки» и дополнительный резерв недооцениваются.

Кроме того, не сформирована эффективная судебная система решения споров, процветают корпоративные конфликты, а собственник редко отделен от управления — в большинстве компаний совет директоров является формальным органом.

Доля предприятий, принадлежащих женщинам:

37%  в США;

30 - 35% в Австралии, Канаде, Голландии и Японии;

20 - 25% в Испании, Великобритании, Германии.

Источник: OECD

Предпринимательство

Тем не менее женщины активно занимаются бизнесом, умело сочетая работу с заботой о семье. За годы экономических реформ их доля в группе «руководители органов власти и управления, предприятий и организаций» существенно изменилась — с 25,3% в 1994 году до 46,5 в 2001-м. Правда, этот рост во многом обусловлен развитием малого предпринимательства.

А вот доля слабого пола среди топ-менеджеров компаний крупного и среднего бизнеса растет медленнее — от 7% в 2000 году до 12,5 в 2003-м. По оценкам Института социологии РАН, женщины возглавляют или входят в состав руководства примерно 20% бизнес-организаций. Это несколько меньше показателя индустриальных стран (28%), но выше Южной и Восточной Азии (3 и 1% соответственно), Латинской Америки и Африки (8—10%).

Если мужчины чаще стремятся стать предпринимателями, чтобы не работать на «чужого дядю», то женщин привлекает свобода маневра, позволяющая им балансировать между семьей и работой, и возможность помочь другим.

Советы директоров

Эффективность работы совета директоров может быть повышена, если его состав сбалансирован. Вклад женщин, чей менталитет ориентирован на долгосрочные перспективы развития, может придать новый импульс. Кроме того, женщины в роли директоров способствуют внедрению в деятельность компаний этических правил и принципов корпоративной социальной ответственности.

Эксперты отмечают, что они меньше мужчин склонны давать взятки государственным чиновникам — то ли из-за нежелания рисковать, то ли из-за своих более высоких морально-этических качеств.

Хотя, по данным Ассоциации независимых директоров, доля советов директоров с участием женщин достаточно велика (56%), однако в среднем их приходится около 12% на 9—11 членов совета. Особенно мало женщин на ключевых должностях — председателя, руководителя комитета, корпоративного секретаря.

Кстати

В России существует специальный нормативный акт, конкретизирующий недопущение дискриминации женщин в корпоративном управлении. В 1980 году Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», которая является частью правовой системы России. В соответствии с подп. «с» п. 1 ст. 11 данной Конвенции Россия должна обеспечить равные права мужчин и женщин на продвижение в должности.

Качества руководителя

Одни эксперты считают, что успешные бизнес-леди обладают «мужскими» качествами. Другие полагают, что принципиальных отличий в мужском и женском менеджменте нет, хотя есть некоторые особенности, обусловленные психологической структурой личности. Если от мужчин ожидают обычно рациональности, твердости, инициативы, то от женщин — поддержки и заботливого отношения. В результате легко попасть в «ловушку ожиданий» и неправильно оценивать эффективность топ-менеджмента в гендерных аспектах корпоративного управления.

Пять из девяти качеств, характеризующих лидера, совпадают как у мужчин, так и у женщин. Среди них способность действовать в ситуации риска и конфликта, отсутствие конформизма и умение использовать навыки и таланты других людей. В то время как мужчины ориентированы в большей степени на один из стилей управления — директивный, коллективный или либеральный — женщины используют и комбинируют все.

Согласно последним исследованиям, лучший менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. Именно женщины имеют огромные преимущества в реализации этих новых требований времени. А отличительной особенностью женщин-лидеров является умение вести переговоры деликатно, без ощущения поражения для себя и партнеров.

Гендерная дискриминация

Малочисленность женщин на руководящих постах — это проявление гендерной дискриминации. Она может носить объективный характер и связана с семейной и репродуктивной ролью женщин, имеющих меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без выходных и сверхурочно.

Субъективный характер гендерной дискриминации определяется распространенным предубеждением, что женщина — менее эффективный менеджер. Причем данная оценка никак не связана с профессиональными характеристиками. Женщин просто не берут на более высокую должность. В меньшей степени встречается прямая дискриминация, когда им платят меньше, чем мужчинам, за одну и ту же работу.

А ведь женщина-лидер, как утверждают американские эксперты, — залог финансового успеха фирмы. В тех компаниях, где наибольшее количество женщин на руководящих постах, показатель рентабельности капитала оказался на 35%, а уровень совокупного дохода акционеров на 34% выше, чем там, где их меньше всего.

Почувствуйте разницу

Социальная роль женщин требует более благоприятных условий труда по сравнению с мужчинами. Такой вывод вытекает из ответов на вопрос: «Следует ли обеспечивать женщинам-работникам более благоприятные условия труда по сравнению с мужчинами на тех же позициях?» 79% (из них 84% женщин и 69% мужчин) респондентов ответили «ДА» и только 19% — «НЕТ». Из этого следует, что основной принцип гендерного равенства с точки зрения корпоративной социальной ответственности — «ПОМОГАТЬ».

В корпоративном же управлении, понимаемом в широком смысле, гендерное равенство должно реализовываться через принцип «НЕ МЕШАТЬ». Об этом свидетельствуют результаты опроса. На вопрос: «Существуют ли какие-то уникальные профессиональные качества, которые помогают женщинам-управленцам превосходить мужчин-управленцев?» — большинство опрошенных (69%) высказалось за то, чтобы при избрании совета директоров руководствоваться деловыми качествами претендентов (68% женщин и 75% мужчин). И лишь 6% респондентов считают, что государство должно ввести обязательные квоты для женщин в советах директоров — не менее 10%. О целесообразности формирования рекомендаций в этом отношении говорят 23% отвечавших (26% женщин и 19% мужчин).

Однако введение законодательных квот для женщин в советах директоров ограничит права акционеров. Чтобы решить этот вопрос, сначала должен измениться менталитет общества.

Но государство уже сейчас могло бы выработать соответствующие рекомендации относительно гендерного фактора в корпоративном управлении, начав тем самым реализацию Гендерной стратегии Российской Федерации, разработанной Министерством труда и социального развития РФ при поддержке CIDA в 2004 году.

В соответствии с пунктом 2.2 Гендерной стратегии РФ «перед государством и обществом стоит задача ликвидации дискриминации в экономической сфере путем содействия процессам ослабления профессиональной и должностной сегрегации женщин, обеспечения доступа к высшим руководящим должностям, топ-менеджменту».

По мнению Д. Черкаева, государственные чины много говорят о корпоративной социальной ответственности, однако позиция самого государства никак не сформирована. Поэтому целесообразно разработать рекомендации, например в Кодексе корпоративного поведения, о создании комитетов по корпоративной социальной ответственности и участию в их работе женщин-директоров.

Хотя нашей женщине необходима (а в большей степени приятна) помощь и поддержка, она умеет со всеми трудностями и задачами справляться сама — зная не только свое место в иерархии управления, но также цену себе и не задевая при этом мужского самолюбия.

Кстати

Гендер — это социальный пол человека, комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни.

Из словаря гендерных терминов

Гендерное равенство подразумевает, что женщины и мужчины пользуются одним и тем же статусом и ценятся в одинаковой степени, им предоставляются одинаковые условия для полной реализации всех своих потенциальных возможностей. Гендерное равенство направлено на обеспечение равных шансов и привилегий, а также на обеспечение одинакового отношения как к женщинам, так и к мужчинам.

Карен Диаз, советник по гендерным вопросам

Татьяна Андреевна Козенкова,
генеральный директор Издательского дома
«Экономическая газета»

  1. Руководитель, независимо от того, мужчина это или женщина, должен обладать качествами лидера, а женщина - руководитель плюс к этому — огромным терпением и выдержкой.
  2. Конечно, это те же психологические особенности, которые в принципе отличают женщину от мужчины.
  3. Я бы, скорее, говорила о сочетании работы и семьи, а также научной деятельности, общения с друзьями и многих других сторон жизни. Сочетаю все это с удовольствием и все успеваю. Одно не мешает другому, а дополняет. А члены семьи всегда меня поддерживают и помогают.
  4. Нельзя отдавать предпочтение только по признаку пола. Все дело в профессиональных, деловых и личностных качествах сотрудников.
  5. Нет, не существует. Может быть, только в период беременности женщины имеют те или иные преимущества в организации труда. В остальном — различий нет.
  6. В мужской компании мне иногда даже комфортнее, интереснее, чем в женской. С мужчинами как-то проще. Проблем никогда не возникало.
  7. Собственного бизнеса я не имею, но думаю, что заранее планировать, чем должен заниматься ребенок, когда вырастет, бессмысленно. И вообще, передача бизнеса — дело сложное. Дети не всегда наследуют качества и устремления родителей, и слепая вера в то, что они обязательно пойдут по твоим стопам, может только им навредить.
  8. Не останавливаться на достигнутом, расширять круг своих интересов, написать и защитить докторскую диссертацию.

Мария Владимировна Ильина,
генеральный директор ЗАО «Фронтстеп СНГ»,
занимается автоматизацией управления
промышленными предприятиями.
В бизнесе 13 лет

  1. В целом, наверное, теми же, что и мужчина-руководитель. Но я считаю, не женское все-таки это дело. Несмотря на мою должность, себя я не ощущаю менеджером-руководителем, который методично изо дня в день осуществляет какие-то функции, чтобы все работало, как машина. У меня нет таких качеств, да и желания, откровенно говоря. Зато создавать новое, развивать, увлекать — вот это да! Это даже не целеустремленность, а внутренняя мотивация, одержимость, сила убеждения, которые зажигают других людей. Кстати, в этом и состоит разница между предпринимателями и хорошими управленцами. Хороший руководитель, будь он мужчиной или женщиной, это умный, компетентный, уравновешенный человек, обладающий так называемой харизмой, имеющий собственное мнение, но в тоже время и способный слышать и учитывать мнения других. Честный и чуточку авантюрный
  2. Да, наверное. Это женское обаяние, иррациональное мышление, эмоциональность и женская мудрость, выдержка, способность одновременно решать множество проблем, начиная с производственных и заканчивая бытовыми: что приготовить на ужин, что делать со своим гардеробом и т.д.
  3. Нормально. Если не считать того, что в общепринятом представлении карьеры у меня не было. Четверо специалистов, ставших впоследствии командой единомышленников, встретились в одном совместном предприятии, и родилась у них идея создать собственное дело. И не ради обогащения — деньги были на десятом месте. Мы верили в то, как бы сейчас это ни звучало наивно, что у нас есть уникальная возможность помочь российским промышленным предприятиям подняться с колен с помощью современных методов управления. У нас не было ни стартового капитала, ни связей в правительстве, ни покровителей среди сильных мира сего. Была идея, которую мы безумно желали реализовать. И мы этого добились! Я этим очень горжусь. Мы успешно реализовали более пятидесяти проектов на ведущих российских предприятиях. Вот в этом и заключается моя карьера.
  4. У нас компания небольшая, поэтому руководящих должностей не так много. Но по соотношению женщин и мужчин среди руководителей первых больше. Коммерческий директор, директор по консалтингу, директор по работе с персоналом — представительницы прекрасного пола.
  5. Нет. Никакой дискриминации и никаких привилегий. Кроме, естественно, этических.
  6. Уверенной в себе женщиной.
  7. Вряд ли. Мой старший сын строит свою карьеру самостоятельно — работает топ-менеджером в другой компании. А младшему думать об этом еще рановато.
  8. Жить и наслаждаться всеми прелестями жизни. Она ведь так удивительна и прекрасна!

Елена Александровна Астахова —
исполнительный директор ООО «ЗЕТ-Керамика».
В бизнесе с 1991 года, принимает участие в конкурсе
«Женщина — директор года»

  1. Женщина-руководитель должна обладать гипертрофированным чувством ответственности, созвучным с чувством материнства. В своей компании я и директор, и учредитель, и кадровик. К коллективу отношусь по-матерински, когда надо — жестко, могу и накричать, иногда ласково. Все время нужно искать компромиссы.
  2. Единственное качество, принципиально отличающее женщин от мужчин, которое особенно проявляется в работе, — терпение. Оно не свойственно мужчинам.
  3. В бизнес я пришла, когда дети выросли. Поэтому времени хватает и на семью, внуков, и на бизнес. Так как наше дело семейное и учредителями являются несколько семей, то, если надо, служебные дела могут решаться и дома.
  4. Однозначно, да. Так, например, финансовый директор проявила себя как профессионал и впоследствии, получив больше полномочий, стала генеральным директором. И на производстве большинство бригадиров — женщины. Они справедливее мужчин, грамотно распределяют заработки, более ответственны, а иногда и горластее.
  5. Различий нет. Наше предприятие занимается ремесленными работами, а гончарное производство всегда было семейным делом.
  6. Уверенно, уже закалилась. Но вначале многие пользовались моей наивностью, пытались оказать давление. Не могу позволить себе быть доверчивой, ведь от этого зависит не столько мое личное благосостояние, сколько всех сотрудников.
  7. Да, бизнес уйдет в семью. Сын учится на юриста, но уже работает на предприятии. Ради этого я и начинала бизнес.
  8. Так как есть, в чьи руки передать бизнес, то можно будет заняться интересными делами немного в другой плоскости. Например, общественная работа, направленная на поддержку ремесленников. Вынашиваю большие планы и по реконструкции территории.

Светлана Алексеевна Рассказова-Николаева —
руководитель аудиторско-консалтинговой фирмы «ЦБА» с 1994 года,
доктор экономических наук,
профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
член консультативного совета Комиссии
по организации аудиторской деятельности при Президенте РФ.

  1. Стремление к самосовершенствованию, терпение, понимание. Мужчина не терпит превосходства женщины, ей от природы сложнее быть лидером, надо сделать в десять раз больше, чем мужчине, чтобы добиться того же. Существуют два типа женщин-руководителей: «мужчина в юбке» (преобладают мужские черты: агрессивность, энергичность, властность) и «кокетка» (преобладают женские черты: обаяние, мягкость, женский шарм). Считаю первый тип более эффективным, так как помогает держать себя с мужчинами на равных, что особенно важно в современном «мужском» мире бизнеса. «Мужчина в юбке» в некоторых ситуациях может вести себя как «кокетка», обратное же невозможно. Главное отличие женского руководства от мужского состоит в том, что женщины являются более гибкими и обладают умением продемонстрировать как женские, так и мужские качества.
  2. Понимание, сопереживание — качества, которые отличают мать. Этих качеств нет у мужчин. И еще толерантность.
  3. «Сочетать» — не совсем то слов. Главное в семье — духовная атмосфера. Сейчас домашним хозяйством не занимаюсь, а когда-то все делала сама. Считаю, что человек должен совершенствоваться, и я работаю. Мать должна быть примером личностных качеств и не обязательно быть домохозяйкой. Я разговариваю с детьми о разных проблемах, решаю их, вместе ездим отдыхать, даже для этого встала на лыжи. Надо просто объединить интересы всей семьи, ведь мои сыновья разного возраста. В том, что я успевала сочетать бизнес, научную работу и воспитание детей, — заслуга прежде всего моих родителей. Они позволили мне высвободить время и распорядиться им. Это мой тыл. В жизни для меня главное — это моя фирма и моя семья. У меня трое мальчиков. Причем первый ребенок родился, когда я защищала диплом. Второй — когда работала над кандидатской диссертацией. А когда я ждала третьего ребенка, то позволила себе немного отойти от реального бизнеса, обобщить свои публикации и закончить работу над докторской диссертацией.
  4. Да, на руководящих постах у меня одни женщины — так сложилось. Хотелось бы, чтобы были и мужчины, но объективно пока не получается. Мне пригодились бы некоторые качества, присущие только мужчинам.
  5. В нашей компании мужчин и женщин одинаковое количество, различий не существует. Но есть очень тяжелые участки работы, когда приходится много ездить в долгосрочные командировки, попадать в экстремальные условия и стрессовые ситуации. Отбор сотрудники проходят по профессиональным качествам. Женщины все тяготы, конечно, переносят стойко, а мужчины справляются с такими задачами легче.
  6. Как игрок. После нескольких рюмок мужчины начинают видеть в тебе женщину и иногда необоснованно легки в общении. В таких ситуациях проверяются люди: интересно ли с ними будет дальше общаться, останется ли уважение после расслабления? Это хорошая проверка человеческих качеств.
  7. Да, обязательно, если, конечно, получится. Я рассказываю детям о фирме, ее проблемах. Старший сын отучился на экономиста и набирается опыта, работая в фирме. Я сообщила всем, что собираюсь передать дело своим сыновьям.
  8. Высшая духовная потребность — это потребность в деятельности, в созидании. Я глава фирмы, доктор наук. Тут я достигла того, чего хотела, но мой принцип — развиваться дальше. Пока я не могу сказать, в какую сторону — может быть, политика или освоение новой профессии. Главное, развиваться. Никогда нельзя стоять на месте.

Гендерный анализ участия женщин в руководстве российских компаний, %

Члены совета директоров (наблюдательного совета)

Члены правлений*

Среднее число участников руководящего органа

9,75 чел.

10,45 чел.

Нет

53

30

Одна

32

23

Две

12

18

Три

3

11

Четыре

16

Пять

2

*Анализ проводился для 44 компаний.

Члены ревизионных комиссий**, %

Средний размер комиссии

4,25 чел.

Нет

9,6

Меньшинство

36,5

Половина

3,9

Большинство

34,6

Полностью состоит из женщин

15,4

**Анализ проводился для 52 компаний.