Ученые просят денег на лазерные технологии

| статьи | печать

По оценке президента Лазерной ассоциации России Ивана Ковша, объем продаж отечественной лазерной техники внутри страны и за рубежом в последние годы не превышает 0,1% глобального рынка. То есть успехи российской лазерной промышленности на мировом рынке сегодня, мягко говоря, скромные. Это особенно обидно, потому что именно отечественные разработчики стояли у истоков так называемой лазерной индустрии.

Ученые и технологи сегодня называют одну причину провала — нет денег. Нехватку государственного финансирования разработки новых лазерных технологий отмечали и руководители предприятий отрасли на прошедшем недавно форуме «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики».

Модный нынче термин «инновации» настоящие ученые быстро перевели на конкретный русский язык и вспомнили про лазерные технологии. В начале нынешнего века эти технологии, у истоков создания которых стояли российские ученые, лауреаты Нобелевской премии Николай Басов, Александр Прохоров и Жорес Алферов, получили новый импульс развития. Темпы роста производства лазерной техники на мировом рынке составляли порядка 20% ежегодно. А толчком для стремительного рывка в развитии рынка лазерной техники, которая ранее активно применялась при обработке материалов и измерительных приборов, послужило использование лазеров и оптоэлектроники в системах телекоммуникаций и медицине. Однако отечественная лазерная индустрия оказалась на обочине этого успеха.

Нельзя сказать, что в нашей стране не делались попытки со стороны профильных министерств и комитетов Госдумы убедить правительство в необходимости принятия государственных программ развития лазерных технологий. Самой известной из них стала Межгосударственная программа по созданию лазерных технологических и контрольно-измерительных комплексов, которая была разработана при участии Исполнительного секретариата СНГ. К сожалению, проект программы, согласованный с правительствами пяти стран Содружества, был похоронен Минфином России, как, впрочем, и многие другие инициативы в сфере новых технологий.

По словам И. Ковша, «возникает ощущение, что государству просто не нужна своя лазерная промышленность, не будет ее — и хлопот меньше».

Ни одна развитая страна (США, Германия, Япония и др.) не смогла отказаться от господдержки развития лазерных технологий. Господдержка означает не только выделение определенных бюджетных средств (и возможность их присвоить). Она предполагает проведение внятной и конкретной технической политики, концентрацию сил и средств на выполнении наиболее значимых проектов.

Кроме того, поддержка на госуровне тех или иных проектов может дать определенный сигнал бизнесу и тем самым стимулировать приток средств как со стороны зарубежных инвесторов, так и наших корпораций.

Независимые эксперты считают, что речь должна идти именно о финансировании конкретных проектов, цель которых — получение четко обозначенных результатов. Выделять же большие бюджетные средства просто на развитие лазерной техники нет смысла. Они могут бесследно раствориться на пути к организациям-исполнителям или пойдут на поддержание неэффективной инфраструктуры бывших советских НПО.

Господдержка лазерной индустрии возможна в рамках национальных стратегических программ, в частности создания истребителей пятого поколения, новых систем коммуникаций и т.д. Экс-секретарь Совета безопасности РФ, а ныне депутат Госдумы Андрей Кокошин уверен, что необходимо разработать специальную масштабную федеральную программу, которая позволит поднять лазерную отрасль на современный уровень мировой науки.

Кстати, именно через программу ПРО правительство США активно поддерживает американскую лазерную промышленность, более того, стимулирует таким образом новый технологический рывок не только в оборонном комплексе. Ведь результаты разработок, полученные при реализации военных заказов в рамках программы ПРО, затем активно применяют компании, работающие в гражданских отраслях экономики.

В России создана госкорпорация «Роснанотехнологии», которая должна стимулировать технологии, подобные лазерным, в гражданском секторе экономики. Но топ-менеджмент компании пока не уделяет внимания проектам от руководителей российских предприятий отрасли. Причем происходит это на фоне масштабных инвестиций в зарубежные идеи. Так, в создание рентгеновского лазера на свободных электронах, который будет строиться в Германии, «Роснанотехнологии» вкладывают 250 млн евро. Конечно, участие нашей страны в таком международном проекте будет полезным для развития отечественной лазерной индустрии. Но ведь основная задача государственных институтов развития состоит в поддержке именно российских высокотехнологичных компаний.

Пророков нет в родной науке, считают многие наши чиновники, но, думается, ошибаются. Буквально на прошлой неделе на V Сеульском международном салоне изобретений — 2009 наша страна получила Гран-при за ряд инноваций — за приборы дистанционной медицинской диагностики, бесконтактного определения физиологических параметров человека и т.д. Всего свыше 30 изобретений только по результатам одной выставки. Видимо, скоро эти изобретения будут внедрены в производство в Корее, в других странах. Как уже было с технологией непрерывной разливки стали, с использованием изменяющейся геометрии крыла в авиастроении и с другими новациями, которые оказались угодны не к нашему двору.

Господдержка лазерной индустрии возможна в рамках национальных стратегических программ, в частности программ по созданию истребителей пятого поколения, новых систем коммуникаций и т.д. Экс-секретарь Совета безопасности РФ, а ныне депутат Госдумы Андрей Кокошин уверен, что необходимо разработать специальную масштабную федеральную программу, которая позволит поднять лазерную отрасль на современный уровень мировой науки.

Кстати, именно через программу ПРО правительство США активно поддерживает американскую лазерную промышленность, более того, стимулирует таким образом новый технологический рывок не только в оборонном комплексе. Ведь результаты разработок, полученные при реализации военных заказов в рамках программы ПРО, затем активно применяют компании, работающие в гражданских отраслях экономики.

В России создана госкорпорация «Роснанотехнологии», которая должна стимулировать технологии, подобные лазерным, в гражданском секторе экономики. Но топ-менеджмент компании пока не уделяет внимания проектам руководителей российских предприятий отрасли. Причем происходит это на фоне масштабных инвестиций в зарубежные идеи.

Так, в создание рентгеновского лазера на свободных электронах, который будет строиться в Германии, Роснанотехнологии вкладывают 250 млн евро. Конечно, участие нашей страны в таком международном проекте будет полезным для развития отечественной лазерной индустрии. Но ведь основная задача государственных институтов развития состоит в поддержке именно российских высокотехнологичных компаний.

Пророков нет в родной науке, считают многие наши чиновники, но, думается, ошибаются. Буквально на прошлой неделе на V Сеульском международном салоне изобретений — 2009 наша страна получила Гран-при за ряд инноваций: за приборы дистанционной медицинской диагностики, бесконтактного определения физиологических параметров человека и т.д. Всего свыше 30 изобретений только по результатам одной выставки. Видимо, скоро эти изобретения будут внедрены в производство в Корее и в других странах. Как уже было с технологией непрерывной разливки стали, с использованием изменяющейся геометрии крыла в авиастроении и другими новациями, которые оказались угодны не нашему двору.

Таблица

Показатели производства лазерной техники в России

Число моделей лазерной техники

порядка 2500

Источники лазерного излучения

1700

Лазерное медицинское оборудование

400

Лазерные приборы для технических измерений,
в том числе в экологии

160

Количество организаций — производителей лазерной техники

порядка 300

Источник: Лазерная Ассоциация